Книги, которые стоит читать!

2021 2020 2019 2018

 

 

 

Пономарёв, Н. 290 миллионов лет назад и далее: [повесть: 12+] / Николай Пономарёв; [худ. Андрей Крысов]. - Москва: КомпасГид, 2021. - 333, [2] с.: цв. ил. - ISBN 978-5-00083-646-0. - Текст: непосредственный.

Познавательная фантастика, где натурализм в стиле Джеральда Даррела встречается с путешествиями во времени – так можно охарактеризовать эту повесть, если не вдаваться в детали. История, рассказанная Николаем Пономарёвым, начинается в будущем, где люди не только освоили Марс, но и научились путешествовать в прошлое с космических станций. На одной такой станции живёт дядя одиннадцатилетней Лизы – хроноисследователь Александр Калиновский. К нему в гости и отправляется Лиза вместе со своим персональным роботом. Девочка, на редкость энергичная и бойкая, быстро успевает перезнакомиться со всем персоналом на станции. Она ещё не подозревает, что часть экипажа отказалась от служения науке ради сомнительной мечты улететь в другое время и стать там правителями.

Для остальных хроноисследователей этот замысел оказывается настоящим предательством, ведь их главный принцип – невмешательство. Наблюдая за прошлым, они ничего в нём не меняют, чтобы не разрушить настоящее. Предателей, назовём их условно хроно-браконьерами, пытаются остановить, но они берут в заложники спящих хроноисследователей, в том числе Лизиного дядю, и саму девочку. Банда направляется в пермский период. Они хотят отыскать золото, чтобы подкупить потом древние народы. Заложники в палеозое им больше не нужны, и вот Лизу с компанией верных науке исследователей оставляют на произвол судьбы и доисторической природы. Единственная надежда вернуться в своё время и помешать хроно-браконьерам – робот Лизы.

Плаванье из Ангариды в Лавруссию, борьба за еду и тепло, знакомство с местной фауной и флорой, драка со скорпионами, а также рассуждения о самой эпохе и о том, что случится после неё – всё это ждёт читателя. Однако история не превращается в беллетризованную лекцию по биологии и географии. Сложные и неоднозначные отношения между спутниками тоже удерживают внимание читателя. Есть в книге и месть, и злодей хроно-браконьер, который хочет исправиться, и старания Лизы быть как взрослые. Чем ближе к финалу, тем динамичней сюжет, превращающийся в настоящий экшен.

Удивление перед природой и в то же время вера в возможность человека её познать – краеугольные камни книги. Вспомним хотя бы фразу Лизиного дяди, которую он произносит в эпилоге: «Удивительна и сама Земля. Сколько испытаний выпало этой планете, а она стойко их переносит и хранит жизнь. Или жизнь хранит сама себя, но это тоже заслуга Земли, нашей колыбели и сурового воспитателя». Так остросюжетная фантастика оказывается ещё и притчей о любви к планете, о трепетном отношении к её природе как к чему-то особенному и великому.

 

 

Басова, Е. Следы: [повесть: 12+] / Евгения Басова. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2018. - 175 с.: ил. - (Вот как это было). - ISBN 978-5-9268-2698-9. - Текст: непосредственный.

У Евгении Басовой редкий дар простого и ёмкого слова. Её повесть «Следы» посвящена, казалось бы, частной жизни людей, их семейной истории. Герои, оказавшиеся в центре повествования, родом из глубинки – из села Тыша, где говорят на особом диалекте: сплаве русского, польского, украинского, белорусского языков. В Тыше и происходит основное действие повести, охватывающее чуть ли не две трети ХХ века, известного своими сломами и потрясениями. Революция: отныне все равны, и Наталья, старшая дочь небогатого помещика и чуть ли не дворянина, собралась замуж за сына деревенского сапожника. Однажды ночью родителей Натальи увезли в город, младшую сестру Марию (Мавку) выгнали на улицу, а в усадьбе обосновался «комитет». Мавка начинает жить в семье старшей сестры Натальи, тяжело работая и заботясь о подрастающих племянниках. Начавшаяся война с фашистами и последовавшая за этим оккупация подтолкнули кого-то из сельчан к партизанам, кого-то – на службу к немцам и привели к таким трагическим событиям, что только детская непосредственность, нескончаемые крестьянские заботы, талант вышивальщицы и воображение, позволяющее уйти в свой собственный мир, помогают одной из главных героинь, Мавке, сохранить доброту и человечность.

Спустя много лет девочка Ира, каждый год приезжая из города на лето в Тышу к обожающим её бабушкам Наталье и Мавке, пытается понять, почему они с большой неприязнью относятся к живущей за забором соседке Онисье, почему Ире вход в соседний двор заказан и нельзя общаться даже с Таней – внучкой соседки? Никому из взрослых не приходит в голову что-либо объяснять: это правило – и все. Дикое правило, конечно (Таня тут совсем ни при чём), но его породила война. Этот запрет, как веревка, грозящая свиться в петлю, дотянулся до наших дней: за его нарушение даже сегодняшнему ребенку, любимому и «несведущему», полагается жесткая порка...

Размышляя в своей повести о следах, которые время оставляет в памяти и судьбе человеческой, автор показывает, что история не только разделяет и сеет вражду; она выковывает характеры, даёт импульс талантам, учит людей прощать и искать компромиссы. Любопытство, зависть и глупая болтливость Онисьи привели к человеческим жертвам, но, может быть, права соседская девочка Таня, которая говорит: «Нельзя помнить зло через сорок лет».

 

Юлия Томилова, заведующий информационно-библиографическим отделом