Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Орлова, С. Голова-жестянка : [ повесть; 16+ ] / Серафима Орлова. – Москва : КомпасГид, 2019. – 277, [2] с. – ISBN 978-5-00083-560-9. – Текст: непосредственный.

 

Серафима Орлова – молодой автор, родилась в городе Омске, в театральной семье. Пишет сценарии и книги. Спектакли по сценариям Орловой можно увидеть в омских театрах. В 2018 году с книгой «Голова-жестянка» стала лауреатом премии им. В. Крапивина.

 

Серафиме Орловой удалось написать замечательную подростковую книгу о девочке с трудным характером – Жене. Это Женя и есть настоящая Жесть.. Но, такой она была не всегда. Жизнь ее разделилась на до и после неудачного падения. Причем до падения она была Женя Волкова, а после травмы ноги и сотрясения мозга – одна сплошная Жесть.

 

Повествование в книге идет от ее имени. Ярко и красочно описана школа. Без философии учебы, а такой, какой она видится ребенку-подростку с искаженной социализацией. Через всю книгу проходит понятие такого глубокого остросоциального понятия, как буллинг. Задиристые дети порой сами не понимают, как они влияют на других, как их поступки могут обижать и травмировать чужую психику.

 

Женя после неудачной прогулки по заброшенному санаторию сильно травмировала ногу, получила сотрясение мозга. Это событие положило начало серьезному разлому в дружбе с Иваном (мальчиком, который ранее был ее лучшим другом). С Иваном можно было залезть куда угодно, даже на территорию заброшенного санатория. Но «заброшки» таят порой нешуточную опасность, а травмы после таких прогулок — физические и моральные пережить не так легко, как кажется окружающим. Свою боль Женя начнет выплескивать на всех – виноватых и не очень. Проблемы со здоровьем, семейное безразличие (каждый занят своими делами и живет своими проблемами), ссора с другом, отставание в учебе, потеря былого близкого общения со сверстниками – все это делает Женю жесткой, несдержанной, импульсивной, беспечной и вспыльчивой девочкой. У Жени в голове так и дзынькает после сотрясения, пустота сотрясается то ли от злости, то ли от недопонимания, то ли от обиды. Ведь она везде чувствует себя одиноко.

 

«Никогда не пинали по асфальту пустую консервную банку? Бамц! Банка с весёлым звоном прыгает по асфальту, прыгает, прыгает, останавливается – и тишина. Бамц! Прыгает, звенит, отскакивает от камней. Бамц! В четырнадцать лет такое бывает. Катишься куда-то, шарахаешься из стороны в сторону, наступаешь на грабли, бьёшься лбом о встречные столбы, звереешь понемногу. То есть не понемногу».

 

Стечение случайных обстоятельств, сталкивает Женю с преподавателем кружка по робототехнике, которому «не наплевать» на нее. И, возможно, сама не понимая зачем, она тянется в этот мир роботов. С этого момента история приобретает совсем иной оборот. Кружок робототехники с мудрым преподавателем дает девочке шанс пережить сложный период и понять себя. «Ну, ничего, если я сто раз посмотрю одно и то же видео, я, наверное, пойму всё-таки, как делать этих чёртовых роботов?» И всё было бы хорошо и замечательно, если бы в этом же кружке не оказался Иван...

 

«Голова-жестянка» — классическая повесть о взрослении. Не стоит пугаться современного языка и обилия технических словечек. Здесь о дружбе, любви, тяжести вины и сложности прощения.

 

Читателям книга будет интересна еще и тем, что события происходят в Омске.

 

 

Верещагин, П.В. Рецепт одной войны : [ роман ; 12+] / Павел Верещагин. – Москва : КомпасГид, 2019. – 318, [1] с. - (Подросток N). – ISBN 978-5-00083-570-8. – Текст: непосредственный.

 

Издательство КомпасГид продолжает радовать отличной литературой для подростков. Книга о предупреждении любой войны – даже в вымышленном мире. О том, как быстро в самом совершенном и идеальном пространстве может возникнуть искра зависти, нотки превосходства, доводящие до большой беды.

 

В небольшом городке Мильхенбурге на одном берегу уже много веков живут производители вафель, а на другом шоколада.

 

«Нет на земле места прекраснее Городка Счастливых Молочников! А еще над ним постоянно витают чудесные кондитерские ароматы. Дело в том, что наш городок знаменит на весь мир: из лучшего на свете молока, которое дают наши коровы, здешние кондитеры век за веком, поколение за поколением делают лучший на свете шоколад и лучшие на свете вафли».

 

Соперничество «вафельников» и «шоколадников» – давняя традиция, и все жители – полушутливо, полусерьёзно, но всегда мирно соблюдали ее, не доходя до вражды. Но однажды на вафельном берегу появляется новый учитель физкультуры Доротея Нансен с очень «странными» взглядами на жизнь для учителя. Создав секцию восточных единоборств, названную символично «Воины Железного Кулака», учительница начинает объединять вокруг себя подростков, помогая им преуспеть в физическом развитии, а заодно «совершенствует» их мировоззрение, внушая им свою философию жизни. Учительница учит их быть жесткими, решительными, непримиримыми. Очень быстро очаровав школьников, она становится их настоящим лидером. Всего несколько занятий – и подростков не узнать. Теперь они – «Воины Железного Кулака»: энергичные, собранные, целеустремленные. «Воин Кулака – дети с увлечением повторяли слова Доротеи – уважает силу воли и презирает слабость. У него есть цель в жизни, он настойчиво идет к ней и каждую минуту использует для того, чтобы эту цель приблизить. Он всегда сосредоточен и готов к действию. Он не позволяет себе расхлябанности и небрежности. А значит – не может не выучить уроков, не подготовиться к контрольной, забыть дома учебник или тетрадь. Даже небрежной одежды воин не может себе позволить – иначе он не воин, а размазня!». Но любому воину нужен враг.

 

Читая страницу за страницей, видишь, как происходит подчинение людей воли одного человека, как меняются их взгляды, как растет их превосходство над другими людьми. Разумеется, это прямой путь к ссорам, сначала небольшим, затем серьезным. И уже жители двух берегов не только косо смотрят друг на друга, в ход идут более жесткие меры: разбитые витрины магазинов, уличные патрули и гневные статьи в газетах встречают горожан все чаще и чаще.

 

А на фоне этого сумасшествия зарождается и расцветает первая любовь двух подростков Жюли и Жан-Жака. Правда, чувству мешает то обстоятельно, что девушка с Вафельного берега, а юноша с Шоколадного. Противостояние кондитеров перестает быть шуточным и юной Жюли всё опаснее переходить через мост к любимому Жан-Жаку. Переживания Жюли и Жан-Жака покажутся читателю старшего школьного возраста знакомыми: точно так же влюбленным Ромео и Джульетте приходилось проходить подобные испытания.

 

Павел Верещагин написал роман-притчу для подростков, которые должны оставаться думающими людьми, постигая сложность мироустройства, критически оценивать подозрительные идеалы, которые возможно им постараются внушить некоторые личности. Ведь, даже не поделив шоколадку и вафли, можно дать разгореться настоящей войне.

 

 

Венедиктова, Ю. А. Армас. Зона надежды : [ повесть; 12+ ] / Юлия Венедиктова ; ил. И. В. Шарикова. - Москва : Росмэн, 2015. - 174, [1] с. – (Настоящее время). – ISBN 978-5-353-07224-9. – Текст: непосредственный.

Герои повести финалиста конкурса «Новая детская книга» Юлии Венедиктовой «Армас. Зона надежды» – поисковики-волонтеры, создавшие добровольческий поисково-спасательный отряд «Армас», и тяжелобольной пятнадцатилетний подросток Агата Армас. Их судьбы неразрывно связаны. День, когда Агата потерялась, стал днем рождения отряда. Для Агаты отряд стал вторым домом, целым миром, когда весь остальной, «нормальный» мир от нее отвернулся.

 

Издатели «Росмэна пишут: Повесть «Армас» Юлии Венедиктовой особенная уже тем, что в ней нет четкого разграничения между правдой и вымыслом. В книге «Армас» - поисковый отряд волонтеров, занимается поиском пропавших людей. В жизни таким «Армасом» является отряд добровольцев «Лиза Алерт». Именно «Лиза Алерт» и ее герои вдохновили Ю. Венедиктову на написание этой истории, на описание жизни людей, которых нельзя назвать обычными. Они не могут спать спокойно по ночам, когда знают, что где-то в лесу бродит потерявшийся ребенок. И еще они знают кое-что, о чем мы предпочитаем не думать – что шансы на спасение этого ребенка уменьшаются с каждым часом неудачного поиска. Эти люди живут не между поисками, а в них. Они всматриваются в лица людей с особым интересом, сканируют их и сопоставляют с лицами с поисковых ориентировок».

 

Описанные в повести Юлии Венедиктовой поисковики-волонтёры существуют на самом деле. «Твердокаменный» Суворов, добрейший растяпа Сашка, неунывающая Клюква, а точнее, их прототипы делают добро безвозмездно, по велению души. И все же, главной героиней повести является пятнадцатилетняя девочка Агата, которая, в силу несовершеннолетия, пока не может быть полноценным участником отряда. Агата больна смертельной и неизлечимой болезнью, о которой в тексте прямо не говорится, но постоянно упоминается. «В кармане нащупываю две персиковые косточки. Можно посадить в горшок. Никогда не занималась подобным. А вдруг выйдет толк, и после меня в мире останется персиковое дерево».

 

Девочку выпустили из больницы буквально на недельку. И именно об этой неделе свободы от лица Агаты идет повествование. И в этот очень короткий срок девочка живет отрядом и «потеряшками». Внешне она обычный подросток, но с совсем необычными и не частыми, к великому сожалению, в современном мире интересами и качествами: состраданием, внимательностью, готовностью пожертвовать всем себя ради спасения чужой жизни. «Сегодня я сбежала из больницы, где меня уже пять лет лечат от тяжелой болезни. Сбежала от капельниц, бесконечных осмотров. Пустых надежд. И если это значит, что я подписала себе смертельный приговор... Пусть так. Единственное, чего я хочу, - подарить себе время. Безбашенное, свободное, не зависящее от других.

 

…Время для себя и тех, кого люблю, но так редко вижу. И будь что будет».

 

Книга очень добрая, светлая, она учит помогать людям и не быть равнодушным к их бедам, учит не сдаваться и верить, что все изменится к лучшему, учит любить и дорожить друзьями.

 

Людмила Васильевна Евсеева,
заведующий информационно-библиографическим отделом
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах