Книги, которые стоит читать!
Грюнбаум, М. Где-то в мире есть солнце: свидетельство о Холокосте : [повесть ; 12+] / Майкл Грюнбаум, Тодд Хазак-Лоуи ; пер. с англ. Л. Сумм. - Москва : Самокат, 2020. - 282, [3] с.; - ISBN 978-5-91759-974-8. – Текст: непосредственный.
«Сегодня, говоря о Холокосте, люди повторяют: «Об этом нельзя забывать». Я тоже думаю, что нельзя. Но, чтобы что-то не забывать, надо прежде это знать. Мне бы хотелось, чтобы моя книга стала тем самым «мостиком», о котором мама говорила в своем письме. Я надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы поймете, в каком мире мы жили – и чудом выживали – с 1939 по 1945 год. И я уверен: когда вы увидите, каков был этот мир, вы никогда это не забудете».
Эта книга о жизни Майкла Грюнбаума в период с 1939 по 1945 гг., когда его родной город Прагу захватили нацисты, превратив жизнь евреев в настоящий ад.
До этих событий, еврейский мальчик Миша жил в довольно обеспеченной семье. У них была большая квартира, у Миши с сестрой была нянька. Дружная семья, в которой царила любовь и уют. Так было до тех пор, пока в город не пришли нацисты. Все стало стремительно меняться. Каждый новый день нацисты издавали новые указы. Евреям можно было передвигаться только по определенным улицам, нельзя было покупать фрукты, нельзя было ходить в кино, библиотеки и музей, нельзя заниматься музыкой и любым другим творчеством, нельзя ходить в школу, нельзя, нельзя, нельзя... Каждый день новые запреты.
Семью Миши почти сразу переселили в гетто, в скором времени забрали отца, больше Миша живым его не видел.
Дальше похороны с закрытым гробом и переезд с матерью и сестрой в одно из самых мрачных мест - транзитный лагерь Терезин. В Терезине Миша жил среди таких же еврейских мальчиков и находил отдушину, играя с ними в футбол, чувствуя себя частью команды, частью чего-то большего.
«Нацисты не считают нас за людей. Ставят нас ниже человека. Приравнивают к животным. Иначе стали бы они сгонять нас вот так в стойло, как скот? Но они ошибаются! – Франта скрестил руки на груди, и последнее его слово эхом отразилось от стен. – Мы не позволим лишить нас нашей человеческой природы. Этого они не добьются ни оскорблениями, ни указами, ни лагерями. Наш долг здесь – выжить. И выжить, оставаясь людьми. Не животными. Это наш долг перед собой и перед нашими родителями. Подготовиться к жизни, которая наступит, когда все это кончится – потому что это кончится. Должно кончиться. Когда Миша, – он указал на меня, – вернется в Прагу, а Павел в Остраву, а я в Брно, мы все должны вернуться как люди. Как человеческие существа, не утратившие способность уважать и любить».
Название книги дала строчка из письма мамы автора. «Мы не знаем, где будем жить. Мы ничего не знаем! Но где-то в мире есть солнце, горы, океан, книги, маленькие чистые квартирки и, наверное, можно выстроить свою жизнь заново». Единственной мыслью-надеждой, что, где-то есть солнце, спасались, жили, вернее - выживали все, кто попал в транзитный лагерь Терезин.
В книге есть прекрасное предисловие от Майкла Грюнбаума и не менее прекрасное послесловие от Тодда Хазака-Лоуи, которые заставляют задуматься о том, почему так важно помнить о Холокосте. Вкладки с черно-белыми фотографиями и историческими свидетельствами в виде документов позволяют еще глубже прочувствовать эту историю о выживании.
Книга вышла в 2015 году и сразу вошла в шорт-лист национальной премии «Еврейская книга», получила Золотую медаль премии «Еврика!» в США и Серебряную медаль в номинации «Нон-фикшн для детей».
Спасибо издательству «Самокат» за эту пронзительную книгу, которую порой очень тяжело читать, но именно такие книги и помогают помнить о тех страшных днях.
Басова, Е.В. Изо : [повесть ; 12+] / Евгения Басова. - Москва : Самокат, 2019. - 118, [1] с. - (Встречное движение). - ISBN 978-5-91759-886-4. –Текст: непосредственный.
Евгения Басова (Илга Понорницкая) — финалист и лауреат многочисленных премий. Повесть «Изо» в 2018 году заняла первое место во Всероссийском литературном конкурсе «Книгуру», вышла отдельной книгой в издательстве «Самокат».
Главная героиня повести – девочка Света. Она одинока, друзей среди одноклассниц нет, их интересы слишком приземлены, нет контакта и с родителями, мама командует всем дома, ее слово - закон, даже папа эту позицию принимает. Света – человек творческий и талантливый. Она не похожа на всех, у нее более тонкая душевная организация, чем часто пользуются окружающие. Света любит рисовать, и это у нее получается, но учительница рисования (или как называют в школе – ИЗО) упорно ставит ей тройки и высмеивает перед классом. Света ничего не говорит в ответ, но ей всегда стыдно оттого, что она так плохо рисует. В Светин класс приходит загадочная, непроницаемая Катя, чувствуя в ней одиночество, Света стремится к общению с ней, ей очень хочется дружить с этой необычной девочкой Катей. Хочется побыстрее узнать, почему она такая? Неужели ей совсем никто не нужен? «У Кати были небольшие миндалевидные глаза, по которым не понять было, огорчена она или нет. У всех это можно разглядеть по глазам, и только по Катиным — нет, как ни старайся. Света рисовала людей с миндалевидными ничего не выражающими глазами, и мама, если ей удавалось заглянуть к ней в тетрадь, говорила: «Никакого смысла, я никакого смысла не вижу! Раньше в твоих портретах хоть настроение передавалось!» И Света думала: «Значит, у меня получается рисовать Катю!».
Тут то и закручивается вся история, тяга к дружбе, не умение сказать нет, готовность всем пожертвовать, - оборачиваются против Светы. Света отдается этой дружбе без остатка: ради Кати она готова на все. «Света открыта миру и не ждет от людей плохого, пусть они порой занимаются странными вещами и их бывает трудно понять. Катя непроницаема и ни на кого не похожа, она словно из другого мира и притягательна для Светы именно своей инаковостью. Ее хочется защищать, помогать ей и быть настоящим другом. И Света без колебаний ступает на дорожку в чужой мир, но ее безоглядную доверчивость встречают там враждебно и страшно…».
Это история дружбы в одни ворота. Когда тебе 11 лет, самое ужасное, это быть одиноким. А ещё самое ужасное это быть ведомым человеком. Это когда ты настолько сильно доверяешь «другу», что готов сделать всё, даже самое неинтересное и бесполезное, лишь бы эта самая дружба у вас была. «Чтобы с Катей быть, надо все время делать что-то неинтересное — то веревку тянуть, то вот краску соскабливать». .Катя в любой момент готова войти в роль несчастной сироты, надавить на жалость, найти оправдание жестокости и собственному предательству. У зла всегда есть оправдания, а зачастую и стройная теория, почему ему все и всё должны прощать. Конечно, у Кати ещё есть возможность измениться, и на это намекают несколько деталей в финале, но повесть, прежде всего о Свете. О том, что у сострадания могут и должны быть свои пределы, о том, почему стоит сохранять разум, имея сердце.
Да и просто книга «Изо» – хорошая прививка от манипуляций, что делает книгу «мастридом» для подростков и не только.
Уна, Р. Отключай : [роман; 12+] / Ребека Уна ; пер. с лит. А. Васильковой. - Москва : Самокат, 2019. - 249, [1]с. ; 20 см. - (Встречное движение). - ISBN 978-5-91759-850-5. – Текст : непосредственный.
Антиутопия Уны Ребеки «Отключай» была написана в 2014. Задолго до пандемии, самоизоляции, вынужденной дистанционной работы и учёбы, когда использование технологий стало на определенный период не рекомендованным, а единственно возможным способом общения.
«Не то плохо, что мы используем технологии, общаясь с другими людьми. Плохо, что общаться без технологий уже не получается».
Книга стала победителем первого в Литве конкурса литературы для подростков и молодежи. Главная героиня – четырнадцатилетняя Грита живет в абсолютно безэмоциональном и, можно сказать, стерильном обществе. Люди здесь ходят в специальных резиновых оболочках (зато теперь они не болеют и не травмируются), общение происходит исключительно через блокноты (планшеты), а вместо еды достаточно съесть один тюбик какой-то полезной смеси, и заряда бодрости хватит на сутки. Они не испытывают тоски, боли, радости.
Книга литовской писательницы переносит нас в мир, где живое общение почти не практикуется, где люди, не выходя из дома, учатся, работают, самосовершенствуются. У каждого огромное количество друзей. Виртуальных. Они едят синтетическую еду, моются в строго определенные дни, имеют всего один комплект одежды, минимум личных предметов. В течение 10 лет на них надевают специальную оболочку, которая защищает от инфекций и подавляет естественные ощущения - с нею они теряют чувствительность к боли, холоду и жаре, вкусу и запаху. Они не видят снов, не испытывают эмоций, избегают прикосновений и громких звуков. Они стремятся к максимально рассеянному вниманию, которое может одновременно охватывать как можно больше объектов.
Их температура стабильно низкая, что-то около 34 градусов, им не рекомендованы физические нагрузки. Любая часть организма, вплоть до мозга, может быть заменена, поэтому срок их жизни очень велик. Они живут и совершенствуются в системе и под контролем системы, включенные в нее практически 24 часа в сутки.. Все спокойны, позитивны, даже ссор теперь не происходит… Но Грита – не такая, как все. Она чувствует ностальгию по прошлому: ей интересно узнать, как это – целоваться или касаться рук друг друга. Она лазит по деревьям вопреки запретам, ищет живого общения и не особо следит за подключением к системе. Вскоре оказывается, что у Гриты есть единомышленники. Вместе они решают изменить свою жизнь.
Прекрасный роман, дающий пищу для размышления. Мы и не знали еще в 2019 году, что эта тема станет особенно актуальной в 2020, 2021 годах. В книге нет ни слова о вирусах и пандемии, но из нашей жизни действительно уходит живое общение, обычные человеческие чувства. Дети реже бегают во дворе, и даже, общаясь наяву, могут общаться, уткнувшись каждый в свой смартфон. «Не то плохо, что мы используем технологии, общаясь с другими людьми. Плохо, что общаться без технологий уже не получается», - говорит Ребека Уна.
И в этом смысле «Отключай!» - это крик о помощи. О помощи самому себе. Отключай планшет, смартфон, компьютер. Выходи на улицу и посмотри, как прекрасна жизнь! Восхищайся, люби, твори!
Людмила Васильевна Евсеева,
заведующий информационно-библиографическим отделом