Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Арсено, И. Джейн, лиса и я: [повесть; 12+] / Изабель Арсено ; пер. с фр. Михаила Хачатурова ; Фанни Бритт. - Москва : Белая ворона : Albus Corvus, 2015. - 92, с. : ил.. - ISBN 978-5-906640-36-9. – Текст : непосредственный.

 

«Джейн, лис и я» - красивая и немного грустная графическая книга о девочке Элен, от которой отвернулись все ее школьные подруги, из-за того, что у нее есть лишний вес. Элен становится объектом шуток и травли. «С Элен не разговаривать, у нее больше нет друзей. Элен, стыд и срам, весит 200 килограмм!». Одноклассники дразнят ее «сарделькой». «Новое оскорбление - новая дырка в груди. И так без конца. Все слышать. И не слышать ничего». «Да. Я сарделька. Баварская колбаска. Мячик для регби. Бутылка лимонада. Тетя Хрюша. Пуфик, утыканный вилками. От меня все бегут - и мальчики, и лисы». Девочка мучительно рефлексирует, поедая ириски и шоколадное мороженое. Весь мир ей видится исключительно в чёрно-белом цвете и наполняется красками лишь в моменты чтения. От всей этой тоски и безнадеги она находит избавление в мире книг. Её единственная отрада – роман Шарлотты Бронте «Джэйн Эйр». В эту книгу убегает Элен, чтобы не слышать оскорблений. У нее не хватает сил противостоять школьным обидчикам или не обращать внимания на их мелкие подлости, но хватает ума иронизировать над своим положением, ставя себя на место влюбленной героини романа. Элен воображает себя сарделькой в купальнике, которую обнимает безутешный мистер Рочестер. Благодаря этой книге, Элен начинает верить в чудо. И чудо происходит. Сначала она встречает лису, настоящую, рыжую, живую и не в зоопарке! А потом в происходит судьбоносное знакомство с неунывающей и добродушной Жеральдин, которая не обращает внимание на ребят и не обижает Элен. С этого момента жизнь Элен становится по-настоящему цветной. Благодаря новой подруге, она решает, что она не так уж толста и многое она сама себе напридумывала, а на дураков реагировать сильно не надо. В книге нет посыла заниматься собой, изменить питание и прочее, посыл книги в психологическом принятии себя.

 

Иллюстрации в книге, не смотря на кажущуюся простоту очень точны по выразительности. Серый, чёрно-белый мир девочки постепенно становится цветным, стоит ей открыть любимую книгу. А в конце эти два мира, наконец-то, перемешиваются, и в её реальный мир тоже входят яркие краски.

 

Повесть «Джейн, лиса и я» получила литературную премию генерал-губернатора Канады, а газета New York Times назвала ее одной из лучших детских иллюстрированных книг 2013 года. Это, конечно, детская книга, но не только. Как пишет газета Гардиан: «Этот графический роман так прекрасно нарисован и изящно рассказан, что он понравится и взрослым, особенно тем, кто не может вспомнить школьные годы без содрогания».

 

 

Малейко, А. Моя мама любит художника: [повесть; 12+] / А. Малейко ; ил. Е. Двоскиной. - 2-е изд., стереотип. - Москва : КомпасГид, 2016. - 89, [3] с.: ил. - ISBN 978-5-00083-271. - Текст: непосредственный.

 

Подростковая повесть молодого писателя, драматурга и журналиста Анастасии Малейко «Моя мама любит художника – очень светлая, удивительно гармоничная книга о любви. А ещё очаровывают её персонажи, красивые, добрые, интеллигентные и тонкие люди. С первых страниц нас ждет встреча с пятнадцатилетней Линой Коваль и ее необычной семьей. Они живут в маленьком провинциальном городе. В старинном и красивом доме. В квартире с высокими потолками, деревянной мебелью и скрипучими дверьми. В ней все дышит спокойствием и благородством. Семья Лины — представители местной интеллигенции. Ее мама — корректор в газете. Папа преподает зарубежную литературу в университете. Родители давно развелись, но сохранили теплые приятельские отношения. Девочка осталась жить с мамой.

 

Лина — очень чувствительный и вдумчивый подросток. У нее есть талант — видеть души разных предметов, чувствовать их «глубину». Она собирает красивую и необычную одежду, которую покупает в одном из городских секонд-хендов. У Лины есть кладовка - музей, где хранятся все ее «сокровища». «Я здесь часто бываю — ищу, чем бы украсить нашу с мамой жизнь. Выбираю долго и тщательно, как костюмер перед новым спектаклем. Меня знают и оставляют особенные вещи специально для меня. Бархатные перчатки с обрезанными пальцами, разноцветные кеды, странные корсеты на косточках, платья, будто выпрыгнувшие из толпы на концерте группы «Абба», старые индийские сумки, расшитые бисером… Себе я оставляю только кеды, остальное идет в мой музей, под который я оборудовала кладовку». Лина узнает историю каждой вещи, слышит и чувствует, как шапки, туфли, перчатки перешептываются между собой. «В любой вещи, даже самой маленькой, типа пуговицы, есть душа. Просто многие души, как люди, спят, и только самые смелые все видят и чувствуют. Они окликают нас, причем довольно громко». Лине нравится угадывать, о чём говорят деревья, птицы, предметы, старые вещи. Нравится разговаривать с деревом по имени Гертруда и лисьей шапкой Барбары Брыльски: «Ну как тебе жилось до меня? Да так как- то, не особенно. Долго тебя носили? Долго. В Польше? В Польше. Теперь будешь жить у меня. У тебя».

 

У Лины, как и полагается подростку, есть мудрый и опытный взрослый друг. Это соседка из 12 квартиры – Кира Сергеевна. С ней Лина может часами говорить обо всем на свете: о любви, о судьбах людей, о музыке (ведь Кира когда-то закончила консерваторию). Кира Сергеевна — утонченная и статная пианистка с красивой историей любви. Анастасия Малейко в своей повести описала это чувство в его разных проявлениях. Любовь между мужчиной и женщиной. Любовь в семье. Любовь детская и подростковая. Любовь дружеская. Любовь к творчеству, к своему делу. Лина наблюдает за тем, как любовь рождается. Учится понимать и принимать это чувство в себе и в других людях. Девочка рассказывает читателю о том, как ее мама влюбилась в художника. Мама у Лины очень тонкая натура. Именно от нее девочка переняла привычку мечтать. Иногда они, как подружки, вместе ходят в маленькое кафе, пьют брусничный чай, разговаривают, рассматривая прохожих, придумывают истории их жизни.

 

Каждые выходные Лина проводит у папы и его новой жены –Евгении. Папа раньше жил с мамой, но оказался не создан для семейной жизни. Книги и диссертация оказались важнее. Впрочем, это не мешает ему, по-своему, любить свою дочь, и участвовать в её жизни настолько, насколько позволяет ему его увлечённая натура.

 

У Лины есть и любящая бабушка вечно переживающая, хорошо ли поели её дочь и внучка. «Бабушка живет за три дома от нас и часто заносит нам всякую еду — банки с борщом, котлеты, пирожки. Она волнуется, что, когда ее не станет, мы с мамой умрем с голоду, потому что готовить не хотим и не умеем. Мы, конечно, с ней соглашаемся, чтобы доставить ей удовольствие, но вообще-то у нас к еде философское отношение».

 

Вращаясь среди этих и других замечательных взрослых, среди книг и картин, музыки и кинофильмов, Лина и сама вырастает интеллектуальной и чуткой девочкой.

 

За книгу «Моя мама любит художника» в 2013 году Анастасия Малейко получила Международную детскую литературную премию им. В. П. Крапивина. Отдельным большим плюсом стали замечательные и очень подходящие к тексту по стилю – иллюстрации Евгении Двоскиной.

 

 

Рудашевский, Е. В. Куда уходит кумуткан : [повесть: 12+] / Евгений Рудашевский. - Москва: КомпасГид, 2016. - 223, [1] с. : [2] цв. ил.- ISBN 978-5-00083-265-3. – Текст: непосредственный.

Евгений Рудашевский — писатель, который продолжает в своих произведениях традиции Юрия Рытхэу, Фазиля Искандера и других авторов, показывающих жизнь национальных регионов России. Действие его повести «Куда уходит кумуткан» происходит в Иркутске и на Байкале. В повести много интересных страниц, посвященных бурятским легендам и шаманским обрядам, читатель узнает кто такие «голендры» и что означает термин «баргузин». В книге Е. Рудашевского поднимаются проблемы взросления подростков и ответственности взрослых за них. Но красной нитью всего повествования проходит недопустимость жестокости к животным.

 

Кумуткан — эвенкийское название подросшего детёныша байкальской нерпы, который уходит от матери и начинает свою самостоятельную жизнь, но он еще так неопытен и наивен, что часто становится лёгкой жертвой для охотников. Главные герои книги — двенадцатилетние подростки Максим, Аюна и Саша разных национальностей. Русский мальчик Максим, его сводная сестра бурятка Аюна и их общий друг Саша Людвиг - потомок немцев переселенцев.

 

Мама Максима периодически меняет мужей, и увлеченная духовными практиками, часто уезжает на очередное собрание буддистов. Новый отчим Максима бурятский шаман Жигжит и его дочь Аюна — самые близкие для него люди. Дедушка Аюны, в прошлом учёный, теперь руководит городским нерпинтарием, чем-то вроде цирка, где показывают дрессированных нерп. У ребят есть друг Саша, с которым никто, кроме них не дружит из-за его странного вида и непонятной немецкой фамилии.

 

Однажды маме Максима опять нужно будет уехать, чтобы помедитировать и пройти обряд очищения, отчим тоже отлучится по неотложным шаманским делам, а дети отправятся с дедушкой Аюны в настоящее приключение – ловить байкальских нерп для нерпинтария. Там, на весеннем льду Байкала он бросит их в палатке одних, почти на сутки. «Максим следил за тем, как Аюна варит овсянку, и пугал себя страшными мыслями. О том, что дедушка на уазике провалился под лёд. О том, что он заблудился и не знает, где их искать. Быть может, лагерь окружили становые щели, превратили его в неприступный остров? Что, если дедушка вообще забыл про них? Нет. Тут лежали его нерпы. Нерпы, за которых он заплатил. Значит, он непременно вернётся. Оглядываясь по сторонам, Максим думал, что они здесь сами стали кумутканами, вырванными из уютных логовищ и брошенными в гиблую пустыню».

 

Недостаток внимания в семье они компенсируют своими фантазиями и близостью к природе. Спасают собаку, начинают часто посещать местный нерпинарий. Наблюдение за жизнью байкальских нерп заставляет подростков многое понять и осознать свою ответственность перед природой и братьями нашими меньшими.

 

В эпиграф книги вынесен фрагмент буддийской молитвы: «Да обретёт вся земля совершенную чистоту, да станет она ровной, как ладонь, гладкой, как лазурит. Да будет счастливо всякое существо. Да будет всякое существо избавлено от страданий».

 

Людмила Васильевна Евсеева,
заведующий информационно-библиографическим отделом
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах