Книги, которые стоит читать!
Гаярдо, М. Мария и я : [роман комиксов ; 12+] / Мария Гаярдо, Мигель Гаярдо ; пер. с исп. Е. Чураковой. - Санкт-Петербург : Бумкнига, 2014. - [64] с. : ил. - ISBN 978-5-906331-120. –Текст : непосредственный.
Мигель Гаярдо – иллюстратор и автор комиксов с мировой известностью, а также папа Марии, девушки с аутизмом. Это рисованная история о каникулах Мигеля и двенадцатилетней Марии, об одной из их обычных отпускных поездок в отель «Dorado Beach» на одном из Канарских островов. Отец и дочь садятся в самолёт, летят, затем заселяются в отель и проводят время так, как хочется им: спят, едят, плавают, гуляют и рисуют. Они постоянно сталкиваются с бытовыми трудностями и непониманием окружающих, и под косыми взглядами и плотным молчанием они всё же наслаждаются обществом друг друга, солнцем и песком.
«Оглянувшись, я увидел вдалеке, посреди пустого пляжа, Марию, крошечную на расстоянии, играющую со своим любимым песком. Мне было немного грустно видеть ее такой одинокой и думать обо всех нас, приближающихся к ней, а затем снова возвращающихся к своим делам. Потом я подумал, что ее рай, место, где Мария закрывается от нас, должен быть таким же - бесконечный пляж с чистым песком, синий горизонт, никогда не заходящее солнце и красное ведерко. Мы, те, кто ее окружает, приходим, а потом исчезаем (одно из впечатлений, остающихся от Марии,- то, что она никогда ни по кому не скучает). Надеюсь, этот идеальный пляж навсегда останется с нею, а песок на нем никогда не закончится».
В книге воссозданы бытовые случаи, с которыми сталкиваются сотни семей с ребёнком - аутистом. Статистика пугает – в России, согласно открытым данным Минздрава, аутизмом страдает уже 0,1% детей, а в США, по разным данным, диагноз «аутизм» ставится одному из 70-80 детей, а лекарств, для исцеления от этого душевного недуга тоже пока нет. Так что всё, что остаётся родителям и прочим членам семей, в которых появился такой ребёнок, просто любить их и стараться облегчить им жизнь.
В 2008 году это произведение было удостоено Национальной премии Правительства Каталонии, в 2010 году по книге был снят одноименный полнометражный документальный фильм.
Эта книга, попытка отца эмоционально проиллюстрировать состояние своей дочери. «Вчера, перед самым сном, после вылазки в китайский ресторан, наевшись до отвала жареного риса с креветками, Мария, свернувшись рядом со мной, сказала: «Ты и я»... Если честно, то я никогда не слышал более прекрасных и простых слов любви».
В книге описана одна из форм аутизма. Может субъективно, но большинство родителей детей с ОВЗ оказываются один на один со своими страхами и тревогами, часто не понимая, правильно ли они реагируют на свою ситуацию. Узнать опыт другого, поделиться своим, это очень важно и порой этого сильно не хватает. Поэтому здорово, что есть мамы и папы, которые делятся своими впечатлениями от воспитания своих особенных детей. Данная история призвана показать всем нам, что болезнь в семье - это не конец света и со всем можно жить, если приложить немного терпения и любви. Что касается именно этой книжки, то она очень искренняя.
По словам самого автора: «Мария и я» только в одном месте выглядит как комикс. Формально это комикс, в ней есть кадры и реплики, но, с другой стороны, это книжка-картинка. И поэтому я надеюсь, что вашим читателям будет легче ее воспринимать. И, кроме того, меня не интересует внимание исключительно потребителей комиксов. Мне как раз хотелось притянуть к ней внимание любителей книг».
На сегодняшний день книгу перевели на десять языков мира. Мария стала международным символом аутизма, а в Испании недавно вышла новая книга – «Мария празднует 20 лет».
Ищенко, Д. В. В поисках мальчишеского бога: [повесть; 12+] / Дмитрий Ищенко ; ил. М. Судовых. - 2-е изд., стереотип. - Москва : КомпасГид, 2019. - 157, [2] с. - ISBN 978-5-00083-579-1.- Текст: непосредственный.
«Пока у тебя есть запал совершать открытия, двигаться вперёд, открывать неизведанное – значит, мальчишеский бог с тобой», – сказал однажды Ване радист Борис. Но как его, этого мальчишеского бога, отыскать? Тем более, здесь, в арктическом холоде, посреди пустоты, где Ваня проводит самое долгое лето своей жизни. Все люди как люди, в июле уезжают на море, к тёплому пляжу. И он мечтал на каникулах побывать в Турции или Египте, а он оказался в тундре. Почему? Так решил его отец и на целых три месяца привез его в заброшенный военный городок. И, не абы куда, а на Кольский полуостров, к самому Баренцевому морю. «Так вот, я, конечно, многого мог ожидать от отца, но чтобы вот так перевернуть всё с ног на голову – такое мне и во сне не могло привидеться. И не только, между прочим, мне. Вы бы видели маму, когда она узнала, что он затеял! И благодаря ему мои мечты о морских курортах и беспечной летней жизни растворились в прозрачном полярном тумане. Он сказал, что вместо южных морей мы едем на Север.
– Да-да, на самый Север! – и отец показал на карте Кольский полуостров.
– А валенки с собой брать? – попытался съязвить я.
Отца это не смутило.
– Нет, – успокоил он меня. Потом подмигнул и добавил: – Там выдадут.
И опять похлопал меня по плечу. Что и говорить, у папы всегда было хорошо с чувством юмора. По крайней мере, он так считал».
В посёлке Цып-Наволок, в одну улицу – ни магазинов, ни вай-фая с мобильной связью, ни островка гладкого асфальта для скейта. Да и детей не видать, только какие-то инопланетяне. А как ещё можно назвать взрослых, что остались жить на этой суровой земле? Ох, и долгие это будут три месяца. Или нет? Или даже в таких местах есть своя прелесть? Холодное море, сопки, маяк, выброшенный на берег корабль, старый бункер и почти уже ручной оленёнок. Хотя, погибший корабль – это, пожалуй, интересно: Ваня переборов страх, пробрался внутрь ранним утром и как будто понял, что же имел в виду радист Борис. По страницам этой книги рассыпаны многочисленные подсказки, где и как искать своего мальчишеского бога, каким он может быть, как не потерять связи с ним.
Три месяца на живописном побережье Баренцева моря становятся для главного героя неиссякаемым источником опыта – и знания о самом себе. Ване предстоит многому научиться за время пребывания на севере, не без помощи отца. Вообще теме отношений отца и сына уделяется немало времени и Дмитрий Ищенко, автор книги, делает это просто потрясающе и завораживающе.
Иллюстратором книги выступила Мария Судовых, она прекрасно передала атмосферу Севера. Ее иллюстрации, такие живые, такие яркие, что невольно задерживаешь взор и начинаешь рассматривать суровую землю при посёлке Цып-Наволок.
Замечательная книга для подростков, очень добрая и светлая. Мальчик Ваня ищет мальчишеского бога, а находит себя – такого, о каком и сам не догадывался. Книга о взрослении, о мальчишеских приключениях, о том, что человеческая жизнь важнее собственных обид. Язык повествования сдержанный, но ёмкий, похожий на неброскую красоту тундры.
Имя Дмитрия Ищенко пока не слишком известно широкому читателю, он живёт в Мурманске, в разное время работал журналистом, сценаристом и режиссёром документальных фильмов. Его повесть «Териберка» входила в шорт-лист премии им. И. П. Белкина, книга «В поисках мальчишеского бога» вошла в аналогичный список литературного конкурса «Новая детская книга».
Николаенко, А. В. Небесный почтальон Федя Булкин: [маленький роман; 16+] / Александра Николаенко ; [рис. Александра Николаенко]. - Москва: АСТ: 2020. - 348, [2] с. - (Классное чтение). - ISBN 978-5-17-108836-1. – Текст: непосредственный.
В романе повествование ведётся от лица маленького мальчика Феди Булкина, который живет с бабушкой в Москве в 1980-х годах. Федя хочет стать небесным почтальоном и «навестить» родителей, которые работают геологами и строят град на Небесах. У Федора умерли родители, и его воспитывает бабушка, это она рассказала ему о родителях и Небесном граде.
Время событий - социалистический строй и, позже, начало распада СССР. Конечно, бабушка и внук из разных времен. Бабушка верит в Бога, отрицает великое коммунистическое будущее и старается Федора научить, прежде всего, милосердию. Но мальчик помнит отца и его рассказы о том, какой подъем и восторг испытала страна, когда Гагарин полетел в космос. Таким образом, бабушка и внук живут вместе, бабушка заботится о Федоре, но они будто из разных миров. Бабушка очень несчастна, пережила смерть дочери. Федор очень любознателен и непоседлив. Он не дает сосредоточиться бабушке на своем горе. Как любой мальчишка в его возрасте (ну уж те, которые росли в 80-е,точно), управляет планетой Земля, шлепает против всех бед по коридору в подводной маске и ластах, наблюдает за происходящим из гнезд против ветра и смысла всякого, ходит в школу, разбирает часы с кукушкой и открывает пути назад во времени, любит военные песни. А ещё у него есть герои: Ленин и Юрий Гагарин. Пишет письма Деду Морозу и не очень-то верит в бога, потому что не понимает, как тогда он позволяет умирать детям, родителям, бабушкам.
«На все его воля?! А моя-то тогда зачем? Мне, зачем такая воля без воли? Почему это у него там все хорошо, а нам тут такое? Это еще, зачем он так нам устроил?!»
И находит ответы на его вопросы бабушка, она говорит просто, словно сказку рассказывает, хоть и не всегда догматически верную. Не нравятся Феде такие сказки, не понимает он их, на бабушкины ответы у него появляются новые вопросы. «Все равно непонятно мне, почему не раздал Бог всем внизу, как у себя там, по потребностям. Не у всех на земле, как на небе, возможности! Нужно так раздавать, чтобы никому не обидно».
И еще вопросов много у мальчика : о войне, о смысле жизни, о душе любимой кошки Пуни, о девочках не очень хороших, о снах и почему папа с мамой отпуск взять не могут, неужели они Богу больше, чем Феде нужны? Конца и края нет тем вопросам.
Книга построена в форме дневниковых записей мальчика, здесь нет конкретного сюжета, то есть её можно открыть в любом месте и перечитать Федины размышления на ту или иную тему. Но, самое главное - это книга о нежной любви мальчика и бабушки друг к другу, о поиске справедливости и вере в то, что, все в этом мире не зря, а зачем – то нужно.
Александра Николаенко - художник, писатель. Окончила Строгановский университет, стала одним из самых молодых членов Московского союза художников, иллюстрировала детские и взрослые книги. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, Франции и Великобритании. В 2017 году стала лауреатом премии «Русский Букер».