Книги, которые стоит читать!
Жвалевский, А. Гимназия №13: [роман-сказка: для взрослеющих детей и взрослых, не желающих расстаться с детством; 12+] / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак; [ил. Вера Коротаева]. – Москва: Время, 2013. – 365, [2] с.: ил. – ISBN 978-5-9691-0828-8. – Текст: непосредственный.
Роман-сказка «Гимназия № 13» начинается с тоски у доски по поводу невыученной теоремы Пифагора. Обычная завязка истории из школьной жизни: гимназист Антон Волков пред очами закипающего педагога ищет поддержки у одноклассников. Помощь приходит от странной новенькой. Девочка что-то пробормочет, и учительница, сбившись с мысли, отпускает класс с урока. Однако эта книга совсем не про девочку-ведьму, изводящую педсостав. Перед нами всего лишь маленький эпизод из ряда захватывающих событий, которые произойдут в минской гимназии. Итак, шестеро учеников по магическим причинам оказываются заперты в стенах родной школы. В числе героев – спасенный от двойки Антон и его странная спасительница Лёля, зубрилка-отличница Маша, в паре с ней победитель олимпиад Сева, добрая, но не хватающая звезд с неба Люба, и Миша – олицетворение пословицы «сила есть – ума не надо». По ходу сюжета становится ясно, что все они здесь не случайно, и что каждый, в процессе поиска выхода из сказки, познает самого себя. Второй сюжетной линией, которая развивается параллельно с фантастической, являются отношения внутри шестерки. Не трудно догадаться, что после всех испытаний и приключений ребята станут друзьями – не разлей вода.
Время в романе останавливается, солнце гаснет, из всех щелей выползает нечисть. Но страшно читателю будет редко, а смешно – на каждой странице. Ведь гимназию населяют домовые, точнее Кабинетные, и еще Зальный, Столовой, Библиотечный, Кладовой. Эти вполне симпатичные существа, по виду – уменьшенные копии сотрудников школы, помогают героям выбраться из ловушки, тогда как другие, мутные нелюди, стремятся им помешать. Так происходит, потому что дети по глупости нарушили равновесие добра и зла. В книге встречается весь пантеон славянских языческих богов, от Перуна до Мокоши, а также Кощей, который окажется женщиной, русалки, единорог и говорящий кот (привет и поклон коту Бегемоту из «Мастера и Маргариты» Булгакова и коту Василию из книги Стругацких «Понедельник начинается в субботу»). Блуждая по коридорам гимназии в поисках рун для волшебного ключа, ученики вспоминают и «Гарри Поттера», и «Ночной дозор». Добро и зло постоянно меняются местами: светлое божество Перун оказывается мелочным самодуром, а темная богиня Паляндра – остроумной красоткой. Это, конечно же, осложняет героям проблему выбора: на чьей стороне остаться.
Приключений в книге хоть отбавляй, скучать не придется. Тут вам и путешествия в прошлое в формате 3D, и вещие сны, и волшебные существа, и превращения – все, как положено в настоящей сказке. Но и «проглотить» книгу без последствий не получится. Читателю придётся подумать о том, сколько интересного и неизведанного таит в себе история Древней Руси, о том, что искать информацию можно не только в Интернете, что курить вредно, что в жизни все еще важны не только новые модели IPhone, но и смекалка, сострадание, трудолюбие и любовь, которая, в конце концов, и одерживает победу. Блестяще выполненная культурная миссия без тени назидательности – отличный подарок «для взрослеющих детей и взрослых, не желающих расставаться с детством».
Жвалевский, А. Я хочу в школу!: [повесть; 12+] / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – 4-е изд. – Москва: Время, 2015. – 317, [1] с. – (Время – детство!). – ISBN 978-5-9691-1386-2. – Текст: непосредственный.
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак прямо признаются в послесловии, что 34-ю школу придумали в тайной надежде, что их фантазия воплотится в жизнь. В этой удивительной школе нет программ, учебников и домашних заданий. Там и классов нет, ученики разбиты на группы, в них собраны ребята разных возрастов. Вместо обязательных уроков школьники работают над увлекательнейшими проектами, которые потом защищают. И до того им живется интересно, что уходить домой дети не хотят и даже на каникулах бегут учиться.
Но, к несчастью, чудо-школу закрывают прямо посреди учебного года, а юных гениев распределяют по близлежащим учебным заведениям. Так разновозрастная группа Птицы в составе пяти человек попадает в обычную 33-ю школу. Большеглазая хрупкая Анечка, шутя меняющая свой психотип, в зависимости от обстоятельств. Кошка (Юля) – сгусток плохо управляемой энергии. Женя – серьезный ответственный лидер. Молчун (Артём) – вдумчивый аналитик со сложной судьбой. Дима, скрепляющий компанию цемент. Птицы пытаются адаптироваться к новым одноклассникам и учителям, пытаются спасти свою старую школу и вывести на новый уровень школу обычную. Выясняется, что тяжело быть одаренным среди обычных учеников, которые тоже могут быть потенциально талантливыми, только у них не было ни возможности, ни стимула, чтобы раскрыться.
Школьным попаданцам приходится социально мимикрировать, не имея навыков жить по правилам, какими бы бессмысленными они ни были. Третьеклассница Анечка не понимает, зачем детям в течение всего урока рассказывать наизусть одно и то же стихотворение? И почему нельзя привлекать дополнительные сведения, которые не включены в учебник, даже если они правильные? Пятиклассник Молчун, испытывающий сложности с устной речью, страдает от излишней заботы старенькой классной руководительницы, решившей во что бы то ни стало его «разговорить» и наградившей в итоге ярлыком «умственно отсталый» (при этом Артем занял первое место в олимпиаде по информатике для девятиклассников). Восьмиклассницу Кошку невзлюбила «математичка»: не может простить ей скорости мышления, идеально решённые контрольные и острый язычок, не дающий себя в обиду… Можно считать это самым сложным проектом Птиц – выживание в новой школе. Для начала, букет негативных эмоций: досада, недоумение, даже злость. Потом надежда и возвращение уверенности в собственных силах. В самом деле, что стоят все их знания, полученные в теплично-идеальных условиях 34-ой школы, если ребята не могут применить их в реальной жизни? И вот уже навыки по психологии используются, чтобы завоевать авторитет в коллективе, предметные знания служат для помощи отстающим, а фантазия и творческие способности помогают в постановке мюзикла, оперы, флешмобов. И оказывается, что одноклассники вовсе не ограниченные, они просто не приучены думать. Важную мысль говорит любимый учитель ребят Впалыч, пришедший вместе с ними «оттуда»: «Учить, когда тебя слушают, может любой дурак. Настоящая педагогика начинается там, где тебя слышать не хотят».
Книга отлично мотивирует: всегда искать решение, выходить за рамки, преодолевать трудности, верить в себя и будущее российской системы образования. Заканчивается повесть светло и позитивно – вернувшимся у детей желанием идти в школу. Будет просто замечательно, если наши школьники станут такими, как Птицы, если появятся школы, способные воспитать подобных детей. Может быть, для этого достаточно написать о них так убедительно, что все поверят в их достоверность? Именно так произошло с поддельным письмом декабриста, которое сочинили и написали Птицы, чтобы спасти свою школу. Подделка была обнаружена, но вызвала восхищение учёных, и седовласый профессор признал, что не смеет оспорить историческую версию школьников. Как гласит итальянская поговорка, если это и неправда, то хорошо придумано. А всё, что хорошо придумано, имеет право на существование. И пусть нет на свете 34-й школы и её учеников, но в книге «Я хочу в школу!» всё так хорошо придумано, что они вполне могут появиться.
Юлия Томилова, заведующий информационно-библиографическим отделом