Книги, которые стоит читать!

2020 2019 2018

 

 

 

Орлев, У. Остров на Птичьей улице: [роман; 12+] / Ури Орлев ; пер. с ивр. Е. Байбиковой ; ил. А. Леоновой. - Москва : Самокат, 2018. - 318, [1] с. : ил.

Настоящее имя писателя Ури Орлева, автора романа «Остров на Птичьей улице» - Ежи Хенрик Орловский. В девятилетнем возрасте он вместе со своей семьей оказался в Варшавском гетто и находился там до 1943 года. Мать мальчика погибла от рук нацистов, а его самого вместе с братом удалось тайно вывезти из гетто. Отец Ури Орлева с самого начала войны находился на русском фронте и встретился с детьми лишь через много лет – в Израиле, куда подростки эмигрировали после войны. У маленького героя повести много общего с автором книги. Он также попал с родителями в гетто, его мать пропала без вести, ее убили. И главное – он так же ждет встречи с отцом, как ждал когда-то этой встречи сам Ури Орлев.

«Остров на Птичьей улице» - пронзительная, щемящая сердце книга о выживании ребенка в нечеловеческих условиях. В одном из польских городов скрывается в развалинах еврейского гетто маленький мальчик Алекс. Его отец обещал, что вернется – и это единственная надежда Алекса. Как Робинзон Крузо, герой любимой его книги, он должен сам обустроить себе жилье и добывать пропитание. Вместо Пятницы у него есть маленький белый мышонок Снежок, еще более бессловестный, чем Пятница, что не мешает Алексу вести с ним нескончаемые беседы. Со своего «необитаемого острова» в полуразвалившимся доме мальчик наблюдает за тем, как живут люди на другой стороне улицы, где кончается гетто. Подростку иногда удается выбираться из гетто. И он даже находит друга - девочку с прекрасными серо-голубыми глазами, самую красивую девочку, какую он видел в своей жизни. Алекс помогает раненому бойцу сопротивления, укрывает его, приводит к нему доктора, выхаживает во время долгой болезни, но никогда не забывает об обещании отца вернуться и найти его, ведь тот сказал: «Алекс, не бойся. Все будет хорошо» И добавил: «Твоя судьба - в твоих руках, Алекс».

История выживания еврейского мальчика в одиночестве, в невыносимых условиях, в неизвестности и постоянном страхе читается на одном дыхании. Его жизнь полна опасностей, темные дома таят в себе много секретов — они скрывают евреев, которые смогли спрятаться от гестаповцев, затаились, чтобы нанести ответный удар. Помимо большой приключенческой составляющей в книге значительное место отведено размышлениям Алекса о своих корнях, о вопросах, которые рано или поздно задает себе каждый: почему у одних людей есть привилегия в праве на жизнь, а у других нет ее, в чем причина… Находясь в одиночестве он часто вспоминал споры родителей, в которых всегда был на стороне матери. «Неважно, кем ты родился – негром, китайцем или индейцем. Но, если ты уже существуешь, ты не можешь оторваться от своих корней. Когда обрубают корни у дерева, оно умирает. Люди не умирают, когда отказываются от своей культуры. Но в этом случае они никогда не смогут быть самими собой»… «Иногда, лежа в одиночестве в нашем укрытии я думал о людях, которые могли, кому - то помочь получить вид на жительство. Я думал о том, например, что был бы я одним из них. Если бы, скажем, оставляли в живых только тех, у кого между передними зубами была щель. Это потому, что у меня были такие зубы. Но у папы и Баруха такой щели не было. Тогда что-то другое. Допустим, те, у кого голубые глаза, получают вид на жительство. И мне можно было выбрать троих людей с карими глазами и спасти им жизнь. Конечно, я выбрал бы маму. И Баруха. У папы все было в порядке. …И еще я выбрал бы маленького Йоси. Он был самым приятным в семействе Грин. Глупости! Как можно оторвать ребенка от его семьи? И тогда я давал себе возможность раздать десять таких бумаг. От этих мыслей настроение мое портилось. Может быть, еще и потому, что папа так и не возвращался».

Долгие пять (!) месяцев мальчик скрывался в своём убежище, трогательно заботясь о Снежке и вспоминая мир, в котором он тоже когда-то жил.

Несмотря на тяжесть темы, книга не несет в себе никакого негативного окраса, она полна веры, надежды, любви, учит тому, как сохранить чистой душу, даже находясь в аду. «Я просто научился справляться своими силами. Вот и всё. А так, каким был, таким и остался» - говорит Алекс в конце книги, не веря в то, что сильно изменился.

«Остров на Птичьей улице» - самый известный роман израильского писателя Ури Орлева, переведен на многие языки мира. Впервые роман был опубликован в 1981 году. В 1996 году Ури Орлев за книгу «Остров на Птичьей улице» был удостоен самыми престижными Международными премиями: премией имени Г.Х.Андерсена в области литературы для детей и литературной премией имени Януша Корчака. А в 1997 году по повести был снят художественный фильм с одноименным названием «Остров на Птичьей улице».

 

 

Главную героиню повести «Удалить эту запись?» зовут Вера. Имя выбрано автором неслучайно. Вера в будущее, вера в добро, вера в свет… Мама девочки назвала дочь именем любимой учительницы Веры Мироновны, которая смогла найти нужные слова и утешить будущую мать Элю. Повесть «Удалить эту запись?» написана в форме дневника - блога 14-летней девочки. В этом возрасте у многих подростков возникает потребность выговориться или перенести свои мысли на бумагу, либо набрать текст на клавиатуре. «Еще один новый дневник. Добро пожаловать в мой маленький сумасшедший дом. Меня зовут Вера. Я сова. Я люблю собак (свою особенно!), кататься на метро, черный мятный чай, молочный шоколад с карамелью. Гелиевые ручки. Я ненавижу английский!!!! Ненавижу смывать тушь. Ненавижу, когда меня называют «Верунчик». Где тут блюющий смайл? Сто смайлов. Menia zovut Vera. И мне лень переключать раскладку».

Главная тема произведения – взросление подростка в неполной семье. В повести описываются непростые отношения с родителями, друзьями, учителями, драматические переживания по поводу первой влюбленности. И еще очень большая душевная боль (кто терял любимых животных, тот поймет) - утрата любимой собаки. Все эти переживания раскрываются читателю посредством дневниковых записей Веры. Риторические восклицания, сокращения, сленг передают непростое состояние девочки. Мать Веры воспитывает дочь одна, ее и саму воспитали только дедушка и бабушка. Поэтому она всегда мечтала, чтобы ее будущие дети не были обделены материнской любовью. Но, порой она срывается, кричит на дочь: «Пора думать о будущем, Вера. Что из тебя вырастет, уборщица, что ли?». «Если ты не сможешь себя обеспечить, как ты будешь жить?». Но Вера знает: мам её любит… «У меня нет отца, и я не знаю, каким бы он был. Такого как у Л. я точно не хочу» - думает девочка. Встреча с отцом, разговор с мамой об отце и последующее сближение с отцом стали для девочки важным моментом в становлении личности Веры.

В начале повести в речи Веры много слов из школьного сленга: препод, классуха, класручка, директриса, классчас, географичка, френдесса, домашка, тройбас, началка. Есть много жаргонных слов и выражений, используемых в интернете: троллить, оффлайн, развиртуализовывается, юзерпик. По мере повествования вместе со взрослением Веры, взрослеет и текст. Повзрослевшая Вера, перечитав свой самый первый блог, думает: «Там красные буквы на черном фоне, сплошная «моя жизнь навсегда искалечена» и инициалы, которые я теперь не могу разобрать.» И она поражена, обнаружив перемены в себе : « И дивлюсь — какая девочка глупенькая. Бррр! Если бы я с собой прошлой встретилась, я бы подумала «Какая эта Вера дура». А она бы, наверное, подумала «И чего эта Вера так выделывается и умную из себя строит». «Я как будто стала самой себе старшая сестра!»

Девятый класс окажется для Веры важным переходным периодом жизни. В десятый класс перейдёт уже совершенно другая девушка. Перед глазами читателя пройдёт изменение ее желаний и приоритетов, взглядов на жизнь. Изменится всё: разрушится её давняя дружба с лучшей подругой Лилькой, возникнет взаимопонимание с мамой, Вера, неожиданно полюбит английский язык и свою «ненавистную» учительницу ВМ (Веру Мироновну). Из капризной девочки-подростка вырастет уверенная в себе юная девушка. Она узнаёт, что в мире нет чистого добра и чистого зла. Добро всегда перемешано со злом. Это трудное преодоление подросткового возраста и составляет основное содержание повести Ларисы Романовской..

Лариса Романовская, несомненно, знаток подростковых душ. А ещё она не боится разрушать стереотипы. «Потому что трудно жить, когда думаешь, что тебя никто не любит. Так не бывает. Просто, когда тебе плохо, ты как будто глохнешь от боли. И не слышишь, как к тебе обращаются. Не словами, а любовью».

За проникновенную и искреннюю повесть «Удалить эту запись?» Лариса Романовская получила третье место в литературном конкурсе «Книгуру» в 2016 году.

 

 

Умник, это 22 – летний юноша- инвалид детства. («По уму Умник тянул года на три, в хорошие дни - на три с половиной»). В раннем детстве из-за генетического заболевания он остановился в развитии. У него есть замечательный младший 17 – летний брат Клебере, он является учеником выпускного класса престижного лицея в Париже. А вот мамы у братьев нет. Она умерла. После смерти матери, отец завел себе новую семью, а Умника отправил в интернат для умственно-отсталых. Несмотря на то, что главного героя все называют Умником, у него есть имя. Его зовут Барнабе.

Повествование начинается с того, как Клебер забирает из лечебницы брата и после долгих поисков находит жилье для них, в котором проживает еще несколько студентов. Свои мысли и чувства Умник выражает посредством старого облезлого кролика месье Крокроля. Он с лёгкостью доводит любого до белого каления, не может ни минуты усидеть спокойно, ломает телефоны в поисках сидящих там "челобречков" (в случае чего, всегда можно свалить вину на кролика!), сразу определяет, кто хороший, а кто плохой. Сначала обитателей квартиры он раздражает, но потом, после того, как Умник вновь попадает в приют, все поняли - с его исчезновением их жизнь стала пресной, они скучают по этому непосредственному юноше с широко распахнутыми глазами. Сам того не ведая, проживая с ребятами, Умник принес положительные изменения в жизнь всех своих друзей.

Когда читаешь книгу, то постепенно попадаешь в мир этого умственно отсталого молодого человека. И если поначалу не совсем понимаешь, как к нему относиться, то к середине книги, узнав его получше, проникаешься к нему уважением и даже любовью. «Люди солнца» так добры и абсолютно наивны, его непосредственный взгляд на мир и мимолетная радость от простых вещей в очередной раз заставляет задуматься о том, как мало нужно для счастья и как глупо иногда страдать по пустякам, которые нам кажутся катастрофой. В книге вообще главная тема, - это любовь. И любовь Умника к людям, которые его окружают, и любовь других людей к нему, и любовь, которая рождается в сердцах молодых людей друг к другу.

Лёгкая, светла, добрая книга о человеческой помощи и поддержке, о хороших людях и настоящих друзьях. К сожалению, в реальной жизни у людей с ограниченными возможностями зачастую всё не так радостно.

Министерство образования Франции рекомендует «Умника» к прочтению в школах, и остаётся только позавидовать Франции, которая может себе позволить рекомендовать книги, которые вызовут интерес к чтению у школьников, а не отобьют его. К тому же книга «Умник» развивает не только ум и интеллект, а душевные качества, способность к состраданию, сопереживанию, способность поставить себя на место другого. А ещё она воспитывает толерантность, но не ту стыдливую, как часто бывает в нашей действительности, а настоящую - когда все люди равны, независимо от национальности, происхождения, социальной адаптации и пр.

 

Людмила Васильевна Евсеева,
заведующий информационно-библиографического отделом