Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Орлев, У. Остров на Птичьей улице: [роман; 12+] / Ури Орлев ; пер. с ивр. Е. Байбиковой ; ил. А. Леоновой. - Москва : Самокат, 2018. - 318, [1] с. : ил.

 

Настоящее имя писателя Ури Орлева, автора романа «Остров на Птичьей улице» - Ежи Хенрик Орловский. В девятилетнем возрасте он вместе со своей семьей оказался в Варшавском гетто и находился там до 1943 года. Мать мальчика погибла от рук нацистов, а его самого вместе с братом удалось тайно вывезти из гетто. Отец Ури Орлева с самого начала войны находился на русском фронте и встретился с детьми лишь через много лет – в Израиле, куда подростки эмигрировали после войны. У маленького героя повести много общего с автором книги. Он также попал с родителями в гетто, его мать пропала без вести, ее убили. И главное – он так же ждет встречи с отцом, как ждал когда-то этой встречи сам Ури Орлев.

 

«Остров на Птичьей улице» - пронзительная, щемящая сердце книга о выживании ребенка в нечеловеческих условиях. В одном из польских городов скрывается в развалинах еврейского гетто маленький мальчик Алекс. Его отец обещал, что вернется – и это единственная надежда Алекса. Как Робинзон Крузо, герой любимой его книги, он должен сам обустроить себе жилье и добывать пропитание. Вместо Пятницы у него есть маленький белый мышонок Снежок, еще более бессловестный, чем Пятница, что не мешает Алексу вести с ним нескончаемые беседы. Со своего «необитаемого острова» в полуразвалившимся доме мальчик наблюдает за тем, как живут люди на другой стороне улицы, где кончается гетто. Подростку иногда удается выбираться из гетто. И он даже находит друга - девочку с прекрасными серо-голубыми глазами, самую красивую девочку, какую он видел в своей жизни. Алекс помогает раненому бойцу сопротивления, укрывает его, приводит к нему доктора, выхаживает во время долгой болезни, но никогда не забывает об обещании отца вернуться и найти его, ведь тот сказал: «Алекс, не бойся. Все будет хорошо» И добавил: «Твоя судьба - в твоих руках, Алекс».

 

История выживания еврейского мальчика в одиночестве, в невыносимых условиях, в неизвестности и постоянном страхе читается на одном дыхании. Его жизнь полна опасностей, темные дома таят в себе много секретов — они скрывают евреев, которые смогли спрятаться от гестаповцев, затаились, чтобы нанести ответный удар. Помимо большой приключенческой составляющей в книге значительное место отведено размышлениям Алекса о своих корнях, о вопросах, которые рано или поздно задает себе каждый: почему у одних людей есть привилегия в праве на жизнь, а у других нет ее, в чем причина… Находясь в одиночестве он часто вспоминал споры родителей, в которых всегда был на стороне матери. «Неважно, кем ты родился – негром, китайцем или индейцем. Но, если ты уже существуешь, ты не можешь оторваться от своих корней. Когда обрубают корни у дерева, оно умирает. Люди не умирают, когда отказываются от своей культуры. Но в этом случае они никогда не смогут быть самими собой»… «Иногда, лежа в одиночестве в нашем укрытии я думал о людях, которые могли, кому - то помочь получить вид на жительство. Я думал о том, например, что был бы я одним из них. Если бы, скажем, оставляли в живых только тех, у кого между передними зубами была щель. Это потому, что у меня были такие зубы. Но у папы и Баруха такой щели не было. Тогда что-то другое. Допустим, те, у кого голубые глаза, получают вид на жительство. И мне можно было выбрать троих людей с карими глазами и спасти им жизнь. Конечно, я выбрал бы маму. И Баруха. У папы все было в порядке. …И еще я выбрал бы маленького Йоси. Он был самым приятным в семействе Грин. Глупости! Как можно оторвать ребенка от его семьи? И тогда я давал себе возможность раздать десять таких бумаг. От этих мыслей настроение мое портилось. Может быть, еще и потому, что папа так и не возвращался».

 

Долгие пять (!) месяцев мальчик скрывался в своём убежище, трогательно заботясь о Снежке и вспоминая мир, в котором он тоже когда-то жил.

 

Несмотря на тяжесть темы, книга не несет в себе никакого негативного окраса, она полна веры, надежды, любви, учит тому, как сохранить чистой душу, даже находясь в аду. «Я просто научился справляться своими силами. Вот и всё. А так, каким был, таким и остался» - говорит Алекс в конце книги, не веря в то, что сильно изменился.

 

«Остров на Птичьей улице» - самый известный роман израильского писателя Ури Орлева, переведен на многие языки мира. Впервые роман был опубликован в 1981 году. В 1996 году Ури Орлев за книгу «Остров на Птичьей улице» был удостоен самыми престижными Международными премиями: премией имени Г.Х.Андерсена в области литературы для детей и литературной премией имени Януша Корчака. А в 1997 году по повести был снят художественный фильм с одноименным названием «Остров на Птичьей улице».

 

 

Рольникайте, М. Привыкни к свету: [повесть; 12+] / Маша Рольникайте ; ил. А. Лихтикман]. - Москва: Самокат, 2016. - 240 с. : ил. - ( Собрание сочинений ).

 

Повесть «Привыкни к свету» — художественное продолжение самой известной документальной книги Маши Рольникайте (1927-2016) — «Я должна рассказать», ее дневников, которые она вела в 1941-1945 годах сначала в еврейском гетто оккупированного гитлеровцами Вильнюса, а затем — в концентрационных лагерях Латвии и Польши. Мария Рольникайте не по чужим рассказам и не из газет и книг знает о войне и концлагерях. Девчонкой она попала в концлагерь вместе с мамой, двумя сёстрами и братом и выжила после всех моральных и физических трудностей, голода и холода.

 

Героиня книги – 13-летняя еврейская девочка Нора. В оккупированных городах проводятся «акции» по уничтожению евреев. К ним в дом тоже пришли немцы и навсегда увели маму и бабушку. Теперь жизнь девочки Норы в руках чужих людей. Девочка прячется в лесной яме, на чердаке у добрых литовцев. Но за это некоторые люди поплатились жизнью... «Норе вдруг захотелось втиснуться между гробами, быть с ними! Но живые туда не ложатся. А она живая… Она теперь живая, потому что тогда они ее впустили. Прятали, чтобы ее не расстреляли. И за это их убили». «Они висели с завязанными назад руками. От ветра разворачивались то к дороге, то к реке, будто во все стороны показывая дощечки с надписью: «Я помогал врагу – большевистскому солдату», «Я прятал евреев». Третьей надписи Нора не разглядела – луна зашла за облака».

 

После освобождения Литвы от оккупации, Нора вернулась в родной город. Это было быстро и несложно — несколько часов тряски в вагоне поезда. Но теперь ей предстоял новый, трудный и долгий путь — снова начать жить. Но как? Как привыкнуть к мирной жизни, когда три года была "под прицелом"? «О доме Нора думала всю дорогу. И о маме. Может, она уже там? И папа, и бабушка…». Как больше не думать о смерти, о страхе. «Говорю же - не думай больше о смерти. «Как это?»… «Нора старается уснуть. Она знает, что не надо бояться. И вслушиваться в тишину не надо. Можно спать. А все равно привычно ждет предутренних часов, когда можно быть совсем спокойной». Сможет ли Нора адаптироваться в обществе, вернуться к нормальной жизни, пойти учиться в школу и опять сесть за фортепиано?

 

Среди большинства людей, восстанавливающих свои жизни после военной разрухи, Нора выделяется непримиримой честностью. Больше всего она боится своего и общего молчания, она хочет постоянно говорить о том, что произошло с ней и другими жертвами. Отступая, фашисты сжигали тела расстрелянных в надежде стереть свидетельства преступлений: «Но они же были! Были! Нора хотела кричать об этом. Они были! Только теперь этого не видно. Потому что ямы совсем пустые».

 

Книга Маши Рольникайте – редкий пример необходимого разговора о вынужденном взрослении детей, переживших войну. Взрослыми этих вчерашних школьников сделало именно осознание себя частью истории, ее свидетелями, жертвами и создателями. Автор приглашает юного читателя в зону коллективной памяти, где каждое сохраненное и переданное другим людям воспоминание формирует человечность.

 

 

Мюрай, Мари-Од. Умник : [повесть; 12+] / Мари-Од Мюрай ; пер. с фр. Н. Мавлевич. - Москва : Самокат, 2015. - 242, [1] с. - (Встречное движение).

Умник, это 22 – летний юноша- инвалид детства. («По уму Умник тянул года на три, в хорошие дни - на три с половиной»). В раннем детстве из-за генетического заболевания он остановился в развитии. У него есть замечательный младший 17 –летний брат Клебере, он является учеником выпускного класса престижного лицея в Париже. А вот мамы у братьев нет. Она умерла. После смерти матери, отец завел себе новую семью, а Умника отправил в интернат для умственно-отсталых. Несмотря на то, что главного героя все называют Умником, у него есть имя. Его зовут Барнабе.

 

Повествование начинается с того, как Клебер забирает из лечебницы брата и после долгих поисков находит жилье для них, в котором проживает еще несколько студентов. Свои мысли и чувства Умник выражает посредством старого облезлого кролика месье Крокроля. Он с лёгкостью доводит любого до белого каления, не может ни минуты усидеть спокойно, ломает телефоны в поисках сидящих там "челобречков" (в случае чего, всегда можно свалить вину на кролика!), сразу определяет, кто хороший, а кто плохой. Сначала обитателей квартиры он раздражает, но потом, после того, как Умник вновь попадает в приют, все поняли - с его исчезновением их жизнь стала пресной, они скучают по этому непосредственному юноше с широко распахнутыми глазами. Сам того не ведая, проживая с ребятами, Умник принес положительные изменения в жизнь всех своих друзей.

 

Когда читаешь книгу, то постепенно попадаешь в мир этого умственно отсталого молодого человека. И если поначалу не совсем понимаешь, как к нему относиться, то к середине книги, узнав его получше, проникаешься к нему уважением и даже любовью. «Люди солнца» так добры и абсолютно наивны, его непосредственный взгляд на мир и мимолетная радость от простых вещей в очередной раз заставляет задуматься о том, как мало нужно для счастья и как глупо иногда страдать по пустякам, которые нам кажутся катастрофой. В книге вообще главная тема, - это любовь. И любовь Умника к людям, которые его окружают, и любовь других людей к нему, и любовь, которая рождается в сердцах молодых людей друг к другу.

 

Лёгкая, светла, добрая книга о человеческой помощи и поддержке, о хороших людях и настоящих друзьях. К сожалению, в реальной жизни у людей с ограниченными возможностями зачастую всё не так радостно.

 

Министерство образования Франции рекомендует «Умника» к прочтению в школах, и остаётся только позавидовать Франции, которая может себе позволить рекомендовать книги, которые вызовут интерес к чтению у школьников, а не отобьют его. К тому же книга «Умник» развивает не только ум и интеллект, а душевные качества, способность к состраданию, сопереживанию, способность поставить себя на место другого. А ещё она воспитывает толерантность, но не ту стыдливую, как часто бывает в нашей действительности, а настоящую - когда все люди равны, независимо от национальности, происхождения, социальной адаптации и пр.

 

Людмила Васильевна Евсеева,
заведующий информационно-библиографическим отделом
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах