Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Басова, Е В. Деньги, дворняги, слова: [повесть; 12+] / Евгения Басова; [ил. К. Скомороховой]. - Москва : Детская литература, 2017. - 201, [1] с. : ил.. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

 

Восьмикласснице Вале нужны деньги. Не то, чтобы их нет совсем. Но их катастрофически не хватает («Да вы посмотрите, как она одета! К нам такие не ходят!): мать с тремя детьми ушла от пьющего и скорого на расправу мужа, да еще и два года боролась с болезнью, короткое название которой суеверные люди даже вслух стараются не произносить. Случайно узнав из интернета, что приюту для бездомных животных требуются служители, Валя вместе с мамой (вдвоем они составляют полноценную трудовую единицу) устраивается туда на работу: убирать вольеры, готовить (это мама), разносить корм собакам, мыть посуду, полы в кухне и подсобных помещениях, выгуливать собак. А еще принимать гостей: «В десять мы открываемся для посетителей. Сегодня суббота – гостевой день. А значит – всех пускай сюда, без разбора, кому собаку для себя выбрать, а кому так, поглядеть. Зоопарка в городе нет, вот и ездят к нам, хотя и далеко мы находимся, на окраине посёлка, возле кладбища, в промышленной зоне. Но люди съезжаются к нам, как на какой-нибудь бульвар. Парни с девушками и мамы-папы с детьми прогуливаются между вольеров». Посетители докучны («Мы страшно устаём от посетителей. Мы вообще устаём здесь. Но из-за собак выматываешься не так сильно, как из-за людей», собаки нервничают, но гостевой день – это деньги : «Где люди, там и копилка должна быть, – так учит нас Янина. – За воду, за электричество, за аренду земли платить – о-го-го. И вам всем зарплату, служителям! Любишь зарплату-то получать? – спрашивает у меня Янина. – Вот и собирай себе на зарплату. Всем улыбайся, воркуй, а сама копилку так ненавязчиво придвигай, придвигай, подвигай гостей оказать материальную помощь». Некоторые люди действительно приходят за собакой: дом сторожить, например, некоторые берут живую игрушку и возвращают, недовольные: не играет! «Хотя по людям сразу видно, кто понимает, что живую собаку берёт, а кому лучше бы заводную купить в магазине, интерактивную…» Собаки же совсем другое дело: «Какую-нибудь нашу собаку обнимешь – и чувствуешь, как у тебя самой сил прибавляется. Просто вливаются в тебя силы». Валя часто сравнивает собак с людьми, с одноклассницами, например – Катькой и Надькой. Более того, она порой забывает, что находится среди животных: «Странное дело: когда проводишь с собаками целые дни, не замечаешь, как они выговаривают слова. Главное – ты их понимаешь. Ну, конечно, у них другой язык. И выглядят они не так, как мы. Но какая разница? Ты забываешь, что ты не среди людей». Словом, Валя нашла себя. Для нее работа с собаками не в тягость – своя ноша не тянет. Но не все так сахарно. Есть еще волонтер Лера - Мой – Папа- Содержит- Приют – И – Платит – Вам – Зарплату, которая на своей страничке в интернете пишет, как скучают животные, потому что служители (занятые выше всякой меры!) не гладят собак и редко разговаривают с ними. Лера приезжает в приют потискать щеночков, пофотографироваться с ними, попить чаю с подружками. Есть хозяйка Янина, которая хочет сделать из приюта гостиницу, а «балласт» - бездомных животных, выбросить в промзону (так не повезло вздорной Тучке и некондиционным щенкам). Да и в семье у Вали не все ладно, и школе проблемы. Но, если честно, не важно, что там происходит за стенами приюта. Важно другое: на фоне жутких историй о мелких мерзавцах, мучающих и убивающих собак и кошек ради забавы, которыми полны интернет и ТВ, появляются и вот такие - о действенной доброте, о сострадании, о том, что беря питомца из приюта, или работая в приюте, человек должен помнить – мы в ответе за тех, кого приручили, за тех, кто живет рядом и тоже хочет жить: «У кошки четыре ноги,// Позади у нее длинный хвост, // но трогать ее не моги // за ее малый рост, малый рост».

 

Книга Басовой стала лауреатом конкурса имени Сергея Михалкова, и ее стоит прочитать.

 

 

Лубенец, С. А. Любовь не красит жизнь мою... : [повесть; 12+] / Светлана Лубенец ; [ худож. И. Беличенко ]. - Москва : Аквилегия-М, 2016. - 222, [1] с.: ил. - (Современная проза).

 

Светлана Лубенец, наверное, самый популярный «девчачий» автор: в одном издательстве «ЭКСМО» в серии «Только для девчонок» вышло 25 ее книг - почти каждая одиннадцатая книга в серии принадлежит перу Лубенец. Честно говоря, ничего особенного и от книги «Любовь не красит жизнь мою…» я и не ожидала, пусть и вышла она в другом издательстве, «Аквилегия-М», и во вполне уважаемой серии «Современная проза». Но я-то, профессиональный читатель, помню: из сорока с лишним книг писательницы в названии каждой второй так или иначе присутствует слово «любовь» (ну, или однокоренные слова). Думала, очередная школьная любовь…Однако я была приятно… разочарована. Нет, любовь, конечно, есть – куда же без нее в девчачьем романе? Но повесть не только о ней и даже не столько о ней. Жизнь у героини повести отнюдь не сказочная, и безответная любовь ее, понятно, осложняет. Героиня, Лика Николаева, учится в маленькой школе-девятилетке в 8 классе, а потом и в 9 классе, где есть, как и везде, свои звезды, свои изгои и те, кто серединка на половинку, вроде Лики. Лика, невысокая, худенькая, теряется на фоне признанных красавиц вроде Риты Некрасовой (в нее-то и влюблен мальчик, который нравится самой Лике, Димка Лосев), и даже лучшая подруга Ася за лето так похорошела, что прочно утвердилась среди звезд. Вызвав у Лики острый приступ зависти. И даже немножко ненависти. Но все переживания отходят в сторону, когда лавиной хлынули неприятные, да и просто скверные события. То шесть одноклассников Лики во время похода на озеро Красивое вдруг …исчезают, переполошив всех: и школьников, и учителей: «Учительница ИЗО с сочувствием посмотрела на Ликину классную руководительницу, а та трясущимися руками уже набирала на мобильнике номера всех своих пропавших учеников по очереди. Лика слышала бесконечные ответные гудки…», то, оказывается, красавчик Воронов из девятого класса встречается с Асей потому, что ему заплатили - нет, не за Асю – за Риту – вот чтобы с ней он не встречался, типа, освободил место. То все списывают свободный диктант. То пропадают собранные для оплаты экскурсии деньги (во что такая пропажа вылилась в повести «Чучело», помните?). То сгорает «Зеленая сова», бывший домовой клуб «Орленок», ныне заброшенный, где собираются подростки на «дикие» дискотеки - сильно обгорел один из ребят, и никому нет до него дела. И как-то так получается, что Лика оказывается чуть ли не в центре всех этих событий и вынуждена выбирать между порядочностью и вполне реальной возможностью оказаться одной против всех, между чувством собственного достоинства и мнением одноклассников. Ей и страшно, и одиноко, и не всегда понимает она, как поступить в той или иной ситуации. Ей предстоит и разочароваться в людях, которых она считала непогрешимыми, узнать, что такое предательство и настоящая дружба и сделать нелегкий выбор, вполне себе взрослый, между двумя юношами: «Знаешь, Ваня,- задумчиво сказала Лика, - я долго думала про нас с тобой. Все развивалось естественным путем. Я была нужна тебе тогда, когда никто из девчонок в твою сторону даже не смотрел. Помнишь? Ванька да Ванька, Иванушка- дурачок… А потом ты силу почувствовал. Как же! Сама Резниченко глазки строит! И Лена Болотова! Школьные красавицы! Они и не посмотрели бы на тебя в восьмом классе. А в девятом вдруг такие перспективы перед тобой открылись, а тут я – Личка-замухрышка…» В финале, как во всяких порядочных историях для девочек, любовь в награду получает лучший. Надежный и преданный. И не кажется повесть надуманной и перегруженной событиями, хотя мысль о том, как насыщенно живут современные старшеклассники нет – нет, да и появляется.

 

Повесть читается легко, часа за 3-4 - всего 220 страниц. И еще одно замечание: учителя в повести изображены хорошими, достойными людьми, что почему-то (в последнее время) редкость в литературе для подростков.

 

 

Свичкарь, Т. И сколько раз бывали холода: [повести;12+] / Татьяна Свичкарь ; [худож. К. Прокофьев]. - Москва: Аквилегия-М, 2015. - 191, с.: ил. – (Современная проза).

 

В авторском сборнике Татьяны Свичкарь две повести, такие разные и такие одинаковые – обе о юности и дружбе. Первая называется «Голубые дали» - тривиально, но зато определенно и ясно: там, в этих прозрачных далях, пока скрывается будущее героев, такое, о каком мечтается, такое, на какое надеешься. Нет, герои-одиннадцатиклассники живут в том же мире, что и мы с вами, и знают, что такое пять бюджетных мест в вузе («Или сто восемнадцать тысяч гони…»), что значат видеокамеры на ЕГЭ (« А почему не наручники сразу?») – и все равно это удивительные ребята. Саша Азарова ушла из школы, где проучилась десять лет, устав от ненависти одноклассниц. Ее новая школа, маленькая, окраинная, почти сельская, но такая уютная («Здесь был настоящий кабинет литературы, с точёными деревянными подсвечниками, укреплёнными на стенах. С портретами классиков вперемежку с ученическими рисунками. Видно, девочка рисовала: одни героини и красавицы. Наташа Ростова на подоконнике, Татьяна Ларина у окна. Опять Татьяна, и Онегин у её ног… Но с такой любовью прорисованы черты лица, каждая складочка на платье, что можно смотреть долго-долго…). Но ведь здание – это еще не все: «Саша напряжённо ждала перемены, не сомневаясь, что насмешки начнутся и здесь. Украдкой разглядывала ребят, гадала: кто окажется самым жестоким? Самым ехидным? Может, вон тот худенький мальчишка, что грызёт ручку и тоже искоса посматривает на неё? Или эта хорошенькая девочка, у которой волосы локонами вьются вдоль щёк?» Однако все пошло не так, как боялась Саша: разговор в классе вдруг зашел о больном однокласснике. «В любом другом случае Саша бы промолчала, но в том, что касается болезни, – она усвоила мамино правило – молчать нельзя. Плевать на условности, вдруг можно чем-то помочь?» И с Сашиной подачи ребята организовали сбор денег для Андрея – и люди помогли: «Каждый знал, как дорого обходится лечение. А тяжело больной ребёнок – это особая беда. Большая Беда». Без того сплоченный класс стал буквально одной командой – и Саша уже не была лишней. Не была чужой. А со сколькими интересными людьми она познакомилась в течение этого года, о скольких хороших и достойных людях узнала! Ира, например, владелица конефермы, куда на иппотератию приезжают больные дети, и возит их на своей широкой, как диван спине – падай, куда хочешь, все равно не свалишься! - тяжеловоз Мира, которую в другой конюшне давно бы списали из-за больных ног, а у Иры ее просто подковывают специальными подковами, и именно тихоход Мира – любимица всех больных ребятишек. Или Маржана, неизлечимо заболевшая в 14 лет, и перед уходом сделавшая сотни фотографий этого мира, с которым расстается, и людей, которых больше никогда не увидит. После выставки она раздарила фотографии своим «моделям», каждому написала несколько теплых слов. Или Дмитрий… Ну, это особая история. Крепко сдружившись со своими новыми одноклассниками, Саша, уже после экзаменов и выпускного, когда на прощание ребята решили собраться на «своем» месте на берегу Волги, произносит тост: «Вот мы…кто-то из нас значит друг для друга больше, кто-то меньше… Одни будут жить бок о бок, а другие встретятся через двадцать лет. Но больше никто и никогда не увидит нам такими, какие мы сейчас… И когда бы мы ни встретились, нам всегда будет по восемнадцать. Мы – это вечность. И мы – это сила. Ребята, я это только с вами поняла. Главное – не проходить мимо, не отводить от себя удары судьбы, а бороться, чтобы изменить жизнь… сделать ее добрее. И тогда мы многое сможем. За вас!». Искренняя и светлая книга, населенная хорошими людьми. Представьте: там даже плохого слова никто никому не сказал! Ну, кроме матери Захара…Но что взять с опустившегося сильно пьющего человека! Вот эта женщина, да еще израильские врачи частной клиники, куда вместе с мамой поехал больной Андрей, не вызывают теплых чувств.

 

Вторая повесть, давшая название сборнику « И сколько раз бывали холода…» (строчка из стихотворения Ирины Ратушинской) - о дружбе Вальки, Мити и Иры, о которой вспоминает уже взрослая Ира. Валька и Митя были друзьями еще до встречи с Ирой, а она познакомилась с Валькой в пульмонологическом отделении. Болезненная девочка, она проводила там, во «втором доме», страстно ненавидимом, много времени, а Валька попал туда с тяжелейшим воспалением легких. Делать в больнице нечего, разве что бродить по коридорам. Так Ирка и забрела в бокс к мальчику, который, лежа под капельницей… рисовал. Фломастерами, такими дефицитными! Да ладно, что там дефицитные фломастеры! Каким удивительными были Валькины рисунки! «…тысячами цветов, брызгами фейерверка светились, искрились и переливались Валькины рисунки. И неважно, что он рисовал. Дождь, осень, море – что угодно… Дерзкое веселье картинок пьянило меня…» И через много лет Ира помнит Валькины рисунки: «Эти листки с Валькиными рисунками… Я и сейчас мысленно держу их в руках, перебираю и помню даже, где был надорванный край… Мне всегда хотелось уйти в этот нарисованный мир. Дать Вальке руку и уйти вслед за ним. В мир, где все дробилось, искрилось и было омыто светлыми красками его души…» И в тумбочке у Вальки хранились удивительные вещи – не мыло там, или зубная щетка. Нет! Стереоткрытка «Бегущая по волнам», ручка с прозрачным наконечником, в котором плавала золотая рыбка, снежный шар…Все эти волшебные вещи приносил Вальке друг, Митя, считая, что талантливую душу надо кормить волшебством – она отдаст сторицей. Как подружились мальчик из состоятельной семьи, единственный балованный ребенок, и сын многодетной вдовы, дом которого был нищ и гол, а из ненасущных вещей была только балерина, скульптурка?…Митька вообще был человеком особенным: увидев, как Ирка плачет, потому, что хочет домой, он сказал: «Пошли» - и пошли по весенним улицам высокий красивый мальчик и девочка в пижаме – но уже не больничная собственность. Так началась их многолетняя дружба. В шесть рук они делали все хозяйственные дела, которые, как старшему из четырех детей, доставались Вальке («Я вспоминала, что врач говорил тете Зое: «У вашего мальчика слабое здоровье, не нагружайте его сильно… « « А как я иначе их вытяну, доктор? – повторяла она. – Нет у меня выхода, и у него нет…»), чтобы было у него время порисовать, почитать, побродить по городу. И всегда в Ириной памяти связано с друзьями было лето: много солнца и света, аттракционы в парке, пляж и разговоры, разговоры…И только осень и зима разделяли их – они учились в разных школах. А затем их разделила внезапно наступившая взрослость: Митя уехал с родителями в Ленинград, Ира – в Куйбышев на филфак (который она ненавидела. И общежитие тоже. Но дед, решавший все и за всех в семье Иры, настоял на своем: не технарь, значит, учись, где можешь). А Валька пошел в ПТУ – надо помогать матери малых поднимать. И дальше была уже совсем взрослая жизнь – не такая, как мечталось.. И, может быть, не такая, какую заслуживали эти трое. Жаль, что после лета всегда наступают холода.

 

Отличная повесть – прекрасный повод подумать и о своей жизни, о своем пути, о дружбе, любви. О призвании. О судьбе.

 

Екатерина Валентиновна Маркова,
библиограф информационно-библиографического отдела
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах