Книги, которые стоит читать!
Лебедева, В. Ю. Слушай птиц : [повесть; 12+] / Виктория Лебедева; [ил. Н. Курбановой]. - Москва : Детская литература, 2019.- 152, [7] с. : ил. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).
В Диснейленд они не поедут. Слова «кризис», «ипотека», «проценты» все чаще мелькали в разговорах родителей. Видимо, Диснейленд как-то зависел от этих слов. Конечно, родители говорили между собой, но Ярослав - да, подслушивал. А что оставалось? «И отец, и мама вечно твердили, что он уже большой, но, когда доходило до дела, всё самое важное всегда решалось без него. Неужели они действительно думали, будто он ничего не слышит и не знает, когда по ночам сидели на кухне за закрытой дверью и вели свои серьёзные взрослые разговоры?..» Ярославу запретили подходить к телефону, если высвечивался незнакомый номер. А папа брал трубку осторожно, как змею, а однажды даже отбросил, как будто обжегся. И все чаще речь шла о том, что Ярослав поедет на Байкал, к тете Марине, маминой сестре. На все лето! Где Диснейленд, а где Байкал? Кому он нужен? Тем более, что мама и папа не слишком жаловали эту тетю Марину: и профессию-то она выбрала не ту, что способна прокормить. («Могла легко поступить на экономиста. Или хоть в бухгалтерский колледж какой-нибудь. Так ведь нет, надо было выпендриться, выбрать академию искусств! Картиночки ей было интересно рисовать!»), и, не закончив обучения, на третьем курсе выскочила замуж на «чудика» - орнитолога («Когда Ярослав впервые услышал слово «орнитолог», он подумал, что это какая-нибудь профессия для неудачников, вроде дворника или сантехника, и ужасно удивился, узнав, что орнитологи изучают птиц.
– Птичек! – усмехалась мама. – Взрослый мужик скачет по лесам за птичками!
– И считает ворон, – уточнял папа, выразительно глядя на Ярослава. – По копейке за штуку»). Родители, не стесняясь, критиковали Марину и ее мужа Мишу, превращая такие разговоры в воспитательный момент, чтобы становилось ясно: быть такими, как они, ужасно. Родственники были примером, как не надо делать и думать. А еще у них было четверо детей! Вообще за гранью! («Такая жизнь сумасшедшая, одного бы вырастить-поднять… Как можно так подставляться? Взрослые ведь люди, не с луны свалились!.. И на какие шиши они там живут?») Вот родители Ярослава все силы бросили на воспитание единственного сына: «плавание, большой теннис и для гармонии танцы, плюс репетитор по английскому дважды в неделю, плюс гитара. И если при этом учесть, что класс математический, то времени «на глупости» (как мама это называла) не оставалось совершенно». И вот «чудик» дядя Миша, возвращаясь с какой-то конференции проездом через Москву, забрал с собой Ярослава, его огромный рюкзак и чемодан на колесиках на этот самый Байкал. Правда, до Байкала, как оказалось, еще ехать и ехать, но зато была рядом ледяная Ангара, этнографический музей под открытым небом, куда свозились самые красивые деревянные дома со всей Восточной Сибири – там и работала тетя Марина, экскурсоводом (а еще вела мастер-класс, где местные дети делали и расписывали глиняные игрушки-сувениры, особенно свистушки в виде птиц). Дядя же Миша работал – летом - на биостанции в селе Большие Коты, а в остальное время преподавал в университете и был кандидатом биологических наук. Вся семья все лето жила в поселке для сотрудников этнографического музея, в том числе три двоюродные сестры Ярослава и маленький двоюродный брат («было ужасно странно, как же они так живут, целой кучей, и, похоже, совсем-совсем не мешают друг другу?»). Меньше чем за месяц в жизни Ярослава произошло такое количество разных событий, сколько не случалось, наверное, за всю предыдущую жизнь. Как-то так получилось, что он научился принимать решения сам, наблюдая за семьей родственников, сделал нелицеприятные выводы о своей семье, где взрослые всегда правы и безупречны, в отличие от «чудиков» дяди Миши и тети Марины: «И тут Ярослав наконец-то понял: ну вот же оно, вот! Вот что самое странное в дяде Мише. Он, взрослый человек, совершенно спокойно говорил: « Я не знаю». Запросто признавался, что у него нет ответа на какой-нибудь вопрос. В отличие от дяди Миши родители Ярослава никогда ни в чем не сомневались. Они говорили уверенным тоном: «Надо сделать то-то и то- то», «Ты должен…», «Уважающий себя человек обязан…». На любой вопрос у них был готов ответ». Он узнал, что человек может одновременно очень нравиться и безумно раздражать. Он научился лепить из глины и расписывать свистушки, фотографировать – родители купили ему дорогущий «Кэнон» (еще и потому, наверное, что какой - то мамин сослуживец мечтал о нем, а купить не мог, потому что « у него семеро по лавкам»), а как им пользоваться, не объяснили – это сделал дядя Миша. Он спас подружку от педофила… Словом, повзрослел. Но тут в очередной раз позвонила мама: увидев по телевизору репортаж о задержании этого самого педофила, она решила спасти единственного ребенка и забрать его домой, туда, где она может контролировать каждый его шаг. И Ярослав понял: пора снова становиться маленьким. Мама не позволит ему вырасти
Книга, я думаю, понравится как сверстникам Ярослава, так и более взрослым читателям. А уж сравнение двух педагогических систем – семьи Ярослава и семьи его тети – заинтересует и родителей. Книга великолепно иллюстрирована (художник Курбанова Н. М.) и вышла в популярной серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова».
Лубенец, С. А. Любовь в сети и наяву: [роман; 12+] / Светлана Лубенец. - Москва: Эксмо, 2011. - 154, [6] с. - (Только для девчонок).
Что делать девчонке, у которой в солидном пятнадцатилетнем возрасте нет парня? У всех в классе есть, даже у самых страшненьких – ну, по крайней мере, они так говорят – а у нее нет Умненькой девочке да в век высоких технологий – и ничего не придумать? Да ладно! Покупаем симку – это будет симка телефона бойфренда, открываем страничку в соцсетях на скромное приличное имя Дмитрий Алексеев («Славики, Стасики, Вадики… Разве такое имя должно быть у настоящего парня?!»). Придумываем пароль что надо – латиницей «Моя мечта в 15 лет». С внешностью тоже определились: «Как Митя может выглядеть? Ну как… как… Он просто обязан хорошо выглядеть! Пусть он будет высоким, стройным, широкоплечим, как положено настоящим мужчинам, даже и юным… И обязательно брюнетом!... Митины глаза пусть будут серыми, чтобы… контрастировали с волосами. Это так красиво, когда из-под темной челки смотрят чистые светлые глаза! Темноволосые люди, конечно, чаще всего кареглазые, но Митя же не настоящий… Он, так сказать… виртуальный герой!» В мамином школьном альбоме нашлась подходящая фотография, ну, и фотошоп – наше все! Теперь Митя добавит изобретательную девочку в друзья и начнется их переписка. Так девочка Нина придумала себе идеального друга, который присылает ей песни и стихи, фото и видео – и как раз такие, чтобы одноклассницы иззавидовались. Правда, Нина немножко заигралась: «…с жаром влюбилась в придуманный персонаж. Да и как было не влюбиться, если Митя Алексеев очень романтичен, нежен и предупредителен! Он всегда знал, как правильно отреагировать на ту или иную фотографию, фильм или аудиозапись. Его суждения были смелы, неожиданны и всегда отличались от того, что изрекали друзья Нины. Кроме того, Митя нравился всем. Среди своих одноклассниц Нина уже чувствовала себя не просто равной, а гораздо выше остальных по статусу. У нее был молодой человек, который на голову превосходил друзей остальных девчонок». Но… земля квадратная, и за углом ждет птица обломинго. В класс приходит новенький…ДМИРТРИЙ АЛЕКСЕЕВ! Очень похожий на фото на страничке несуществующего бойфренда! Естественно, класс замер в предвкушении грядущих событий. А вот что делать Нине? Где тут выход? Остановите Землю, я сойду! Нина вроде и находит этот выход, но в результате все запутывается еще больше. Прямо мексиканский сериал! Настоящий Митя начинает нравиться Нине, а вот Митя…Он переделывает страничку. Да так, что от романтичного виртуального Мити ничего и не остается. Что, понятно, удивляет Нининых друзей. А еще в классе есть девочка – тест, Диана Верховцева, на которую западают все мальчишки. И она заинтересовалась Митей. И Митя, кажется, тоже заинтересовался Дианой. А еще с переходом Мити в 126 школу связана какая-то темная история в его прежней школе на Балканской улице. Сколько вы насчитали сюжетных линий? И это я еще не все перечислила! Писательница Светлана Лубенец с присущим ей мастерством связала все оборванные или торчащие из основы нити: дружный Нинин класс вовсе не стал дружить против нее, когда раскрылся обман; Митя вышел из передряги весь в белом, ну, почти; у Нины и ее одноклассников появилась удивительная подруга Дэзи, и даже история с редкой и очень дорогой монетой, украденной из коллекции Нининого папы, закончилась… правильно.
ЧКнига вышла в популярной серии «Только для девчонок» и непременно понравится девчонкам в возрасте Джульетты.
Неволина, Е. А. Геометрия любви: [повесть; 12+] / Екатерина Неволина. - Москва : Эксмо, 2013. - 153, [2] с. - (Только для девчонок).
Вероника - это две разные девочки («… мое имя виновато в том, что я такая, как есть. Называясь Вероникой, нельзя быть такой простой, как какая-нибудь Катя или Лена. Само имя содержит в себе тайну и сразу две личности – робкую, доверчивую Веру и бунтующую победительницу Нику. Чаще всего во мне доминирует Вера, но, бывает, Ника вдруг вырывается наружу, и я не в силах противостоять ее напору».) Правда, Ника все же редко одолевает Веру и прорывается на поверхность: Вера, книжная, много читающая девочка, цепко держится за свои книжные идеалы: она сравнивает себя с героинями любимых книг, хочет быть похожей на них: «Идеальная «я» по-настоящему красива и уверена в себе. Она смеется и говорит дерзости, как Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения», скачет на неоседланном диком мустанге, как Исидора из «Всадника без головы», метко стреляет из лука и ничего не боится, как Сьюзен Пэвенси, героиня «Хроник Нарнии», и хранит свою страшную тайну, как королева Марго из романа Дюма. Это здорово – быть идеальной. У идеальных девушек не бывает прыщей, они бойки на язык, а все их проблемы носят такой глобальный характер и героини выходят из них с такой ловкостью, что остается только по-черному завидовать». И неважно, что дикие мустанги как-то не подворачиваются – а еще говорят, что в Москве есть все! – у Веры стойкая жизненная позиция: оставаться самой собой в любых обстоятельствах: «в конце концов, я не притворяюсь, не подстраиваюсь ни под кого, живу так, как мне нравится. Гораздо хуже прилагать массу усилий и выглядеть при этом полной дурой». События в повести начинают набирать обороты, когда Ника – именно Ника! - становится свидетельницей разговора школьной звезды, солиста группы «Королевство», красавчика Кирилла («Он проходит по коридорам словно небожитель, неизвестным образом оказавшийся на грешной земле») с девушкой Дашей, которая выложила на своей страничке их общие фото и написала, что чувствует: Кирилл – ее половинка. Разговор был …тягостный. Было очевидно, что Даша Кирилла раздражает, ему неприятно ее общество, он отвечал ей нехотя, сквозь зубы. И на Нику накатило – Вера при этом куда-то делась: «Ты что! – крикнула я прямо в лицо недоумевающему парню. – Совсем зазвездил, да? Думаешь, самый крутой? Как ты вообще можешь с девушкой так разговаривать?! Тебе кажется, что ты представляешь собой какую-то ценность? А вот нет! Ворона в павлиньих перьях – вот ты кто! Только и всего!» Понятно, что ошалел от такого наезда не только Кирилл, но и сама Вероника. «Бес вселился» - так она объясняет свой странный поступок. Вечером Вероника - обе, Вера и Ника – нашли на сайте Дашин дневник, прочитали слезоразлив и три страницы сочувственных комментариев («Даже некоторые злобные фанатки Кирилла уронили скупую слезу – теперь, когда непосредственная угроза исчезла, отчего не побыть добренькими?), и обе покрутили туда-сюда мысль: «…а что, если Даше все это нравится? Нравится страдать, заламывать руки, ощущать себя необычайно несчастной – и тем самым выделяться из толпы девчонок». Все эти чувства напоказ, на публику…фу! И ради кого? Кирилла! У самой Вероники куда более скромные запросы: «Вот бы найти нормального парня: не глупого, не бабника и не бешеного – иногда такие попадаются, и лучше держаться от них подальше». И такой парень …появляется. Правда, не в реале. И ник у него несколько претенциозный, но интригующий – «Снежный барс». Вероника начинает переписываться с Барсом. Это оказывается интересным: Барс забавный, выдумщик и романтик. Так как в паре Вера – Ника большую часть времени правит Вера, ее устраивает виртуальная дружба с Барсом: «Как же хорошо, что существует компьютер! В реале я бы никогда не смогла общаться с парнем так свободно! Краснела бы, бледнела и мямлила. Слава современной технике! И как люди без нее обходились?» Однако любопытство родилось раньше всех женщин и девушек – Веронике тоже хочется узнать, кто же такой Снежный барс. Читательницы- то уже, понятно, догадаются, но подсказать героине не смогут. Это же не как в ТЮЗе на детском спектакле: выходит на сцену Красная Шапочка и спрашивает пространство: «Куда побежал серый волк?» И пространство голосами сотни маленьких зрителей кричит: «Налево! Налево!» Повесть вообще – то состоит из двух частей, и во второй повествование ведется от лица Кирилла. И вот тут-то читательниц будут подстерегать неожиданности: у «звездного» мальчика, оказывается, полным – полно проблем - и с родителями, которые считают увлечение музыкой возрастной дурью и видят сыночка юристом, и со школой, где он уже год не делает домашку – списывает у поклонниц, и с группой «Королевство» - места для репетиций нет, профессиональную запись сделать почти невозможно, и «поддержание звездного статуса, кстати, тоже требовало немалых усилий: нужно тусить в модных местах, общаться с полезными людьми, разговаривать с поклонниками снисходительно, но не скатываясь в явное пренебрежение. В общем, совершать массу мелких и ненужных действий», и с девушками проблемы, а с ними особенно: «…Кир ненавидел девушек, которые, однажды сходив с тобой в клуб или в кино, начинают целиком претендовать на твое внимание, обижаются, когда ты не звонишь, и говорят о тебе своим подругам «это мой парень». Главное же, что поймут читательницы из второй части повести – Кирилл по-настоящему талантлив, что бы там ни думала Вероника: «Новые песни были его водой и хлебом. Они питали его, да что там, именно благодаря им он стал тем, кто он есть сейчас – Киром Великолепным, солистом и лидером группы «Королевство». Разумеется, в финале все и всё более или менее окажется на своих правильных местах.
Автор «Геометрии любви» (название, наверное, намекает на множество прямых, пунктирных и дугообразных линий, связывающих множество разных людей, нужных и лишних) Екатерина Неволина входит в тройку самых популярных авторов «девчачьих» книг (в том числе серии «Только для девчонок») потому, наверное, что умеет говорить просто о сложном, не поучать, а советовать, не критиковать, а поддерживать.