Книги, которые стоит читать!

2020 2019 2018

 

 

 

Дашевская, Н. Тимофей: блокнот ; Ирка: скетчбук : [повести; 12+] / Нина Дашевская. - Москва : Самокат, 2020. - 83,[1] c. 88, [1] с.: ил. - (Встречное движение). – ISBN 978-5-91759-965-6. – Текст: непосредственный.

Герои новой книги Нины Дашевской - обычные современные подростки. Они живут в самых обычных, «полных» семьях. В их жизни нет мировых проблем. Они здоровы, над ними не издеваются в классе, их родители не разводятся и не пьют, учителя у них нормальные, одноклассники тоже. У Тимофея есть младший брат, а у Ирки старший. Тимофей пишет в блокноте, а Ирка рисует в скетчбуке. Они незнакомы, их истории – разные, но оба чувствуют себя одинаково одинокими в семье, где есть кто-то любящий и близкий. Это двусторонняя книжка, с каждой стороны — история одного из героев, она говорит сразу двумя голосами, девчоночьим и мальчишеским. В других книгах Дашевской чаще про музыку, иногда про поэзию, а тут про живопись и про прозу. Вернее, в Иркином случае скорее про графику, она рисует только черно-белое, перьевой ручкой, которую ей папа подарил. А Тимофей пишет — длинную-предлинную историю о человеке, которому ужасно одиноко, наверно, так же одиноко, как и ему самому, несмотря на папу, маму и младшего брата.

Чувство одиночества очень пронзительно проходит по всей книге, но не оставляет в душе чего-то горького. «Что делать человеку, когда он остаётся один? Брат, сестра, родители, школа - человек никогда не остаётся в одиночестве. Тимофей - старший брат, и ему совершенно некогда думать. Вокруг люди, рядом с которыми ты родился, которые учатся вместе с тобой... А если ты всё-таки оказался совсем один, и телефон не работает. Что делать с этим временем? Может быть, начать писать? А что писать?». « Ирке проще, она младшая. Когда рядом старший брат, такой брат! - всё не так уж сложно, и вообще такая жизнь называется "счастливое детство", нечего и жужжать. Но нужна ли она сейчас брату и другим людям, и вообще... кто она? Кажется, она умеет рисовать... хотя если сравнивать с Пашкой или одноклассницей Тоней, то совсем не умеет. И потом... что рисовать?»

Герои всех книг Дашевской, пытаются сделать что-то новое и важное — в музыке ли, в математике ли, в поэзии или в живописи. Для подросткового возраста это нормально. При этом они совершенно не считают себя талантливыми, восхищаясь кем-то другим. И эта неуверенность в себе - тоже норма в подростковом возрасте. Неуверенность в своих способностях, в своей ценности и нужности, в любви близких. И так здорово, что Тимофей и Ирка, в конце концов, убеждаются в том, что чего-то стоят, что у них есть друзья, а главное, - что они просто необходимы самым близким на свете людям: родителям, братьям, сёстрам... А ведь это и есть счастье.

 

 

Пирс, Ф.Том и полночный сад : [повесть; 12+] / Филиппа Пирс ; пер. с англ. Ольги Бухиной ; ил. Марии Пастренак. - Москва : Самокат, 2011. - 216 с.: цв. ил. – (Лучшая старая книжка). – ISBN 978-5-91759-049-3. – Текст: непосредственный.

«Том и полночный сад» — самая известная и популярная книга Пирс, написанная в 1958 году, на протяжении нескольких десятков лет была бестселлером, стала классикой сказок о времени. Главный герой – мальчик по имени Том – отправлен к дяде и тёте. Брат заболел корью, а родители из самых лучших побуждений решили ещё здорового мальчика отправить куда подальше. Какие жуткие Тому грозят каникулы! У дяди с тётей смертельно скучно – тесная квартирка, слишком много еды и даже сада нет. Только странные, загадочные напольные часы отбивают время всю ночь напролёт. Но не всё так просто – если ночью не спится, время и вечность смешиваются, позволяя проникнуть в Прошлое. Только никогда заранее не угадаешь, в какое именно прошлое попадёшь. Там, в прошлом, дом окружен таинственным садом. В нём аккуратные лужайки и густые заросли кустарника, старые яблони и клумбы, похожие на дольки апельсина. «Быстрей, быстрей, шептал дом, а старинные часы позади тревожно тикали. Том вышел через черный ход. Сперва он просто удивился, потом возмутился. Они сказали: «Там ничего интересного для тебя нет, Том. Там только задний двор со всяким мусором». Ничего... Только огромная лужайка и клумбы, высоченная ель и толстенные раскидистые тисы. От лужайки в глубь сада разбегаются дорожки в какой-то совсем другой мир. Том еле перевел дух от изумления. Они пытались его сюда не пустить, но это им больше не удастся. Он залезет в каждый уголок и под каждую тисовую ветку... Сад призывно и таинственно раскинулся перед ним в лунном свете».

Каждую ночь Том невидимкой прогуливается по саду – а в саду при этом может ярко светить солнце. По правде говоря, это Том думает, что он невидимка, но одна маленькая девочка Хетти его прекрасно видит. Хетти принадлежит прошлому – вопрос только, какому прошлому? По тому, как одеты она и её кузены, Том пытается вычислить, насколько далеко в прошлое он попал. Том и Хетти становятся настоящими друзьями, они вместе играют, строят дом на дереве и даже путешествуют в одно из самых прекрасных мест в Англии – вместе поднимаются на башню огромного собора в Или. Необычайна сила этого прекрасного сада, и Том – «вечности заложник у времени в плену» – мечтает навсегда остаться в чужом времени. Но Время неумолимо, его невозможно победить. Когда становится невыносимо одиноко, только живое воображение помогает скрасить тяжёлые часы страдания и печали. Именно сила воображения делает книгу «Том и полночный сад» одной из самых притягательных.

В 1959 году книга была удостоена Медали Карнеги — одной из самых почетных наград Великобритании в детской литературе. Она была экранизирована на широком экране, легла в основу театрального спектакля и трижды была поставлена для телевидения.

 

 

Амраева, А. Я хочу жить! : [повесть; 16+] / Аделия Амраева. - Москва : Аквилегия-М, 2018. - 381, [2] с. - (Современная проза). –ISBN 978-5-906950-14-7. – Текст: непосредственный.

В повести Аделии Амраевой раскрыты самые острые проблемы, с которыми подросток может столкнуться в обществе: буллинг, жестокость в семье, безразличие взрослых и…детский суицид. Автору удалось очень осторожно подойти к этой сложной теме, аккуратно показать подросткам, что это не выход и жизнь, несмотря на сложности, прекрасна и интересна. Надо только стремиться смотреть в лицо своим страхам, не бояться быть честным с собой и не терпеть унижение. Всегда найдутся те люди, которые поддержат и поймут. Так и произошло с главными героями. Их трое — это подростки, оказавшиеся на краю, впавшие в отчаяние и решившие прервать свою жизнь. У каждого из них своя история сложных взаимоотношений с близкими, свои комплексы, обиды, переживания и страхи. Саида – очень чуткая, музыкальная девочка, настоящая поклонница мюзиклов. Она глубоко переживает из-за насмешек одноклассников, которые то и дело хотят обидно задеть ее, указывая на дефекты речи и на мальчишескую одежду, которую ей приходится донашивать за старшим братом. Ратмир из обеспеченной, некогда счастливой семьи, которая рассыпается на глазах у мальчика. Папа жесток к маме, часто поднимает на нее руку. «Всё то, что для отца было хорошо, никогда не могло стать хорошо для Ратмира». А мама, ради сына «играет в хорошую семью»... Замкнутый круг. Ратмир все это понимает и винит себя. От своих переживаний мальчик закрывается обычной цветастой кепкой. Кепка – стена, защита от жестокости мира. Родители Сашки пьют и заставляют его воровать. Попавшись на краже мобильника, подросток совершает суицид и это становится отправной точкой для главных событий повести. В этот момент появляется еще один персонаж повести – подросток-привидение Иво. Он жил еще в Средневековье, но не смог защитить мать и сестренку от обезумевшего от ревности отца. Теперь его судьба – быть скитальцем и помогать таким же отчаявшимся, как он. Его видят только дети, которые хотят свести счёты с жизнью. Ратмир не единственный, кто встретился с Ио. Для Саиды, ровесницы Ратмира, Ио тоже реален. Ио учит ребят ценить жизнь. «Помни только, что твоя жизнь важнее всего на свете. Всегда. Даже когда кто-то хочет доказать тебе обратное».

Шаг за шагом они идут к исцелению, но оно даётся нелегко. «Он вдруг понял, что не у него одного проблемы. И что проблемы – они разные бывают, разной степени тяжести…». Ратмир и Саида в свою очередь стараются помочь призраку найти успокоение. Для этого нужно всего лишь произнести три слова: я хочу жить. Так просто, если ты по эту сторону черты, и так невозможно трудно, если ты её переступил. В конце повести Ратмир сам не замечая того, избавляется от своей кепки, которая стала своего рода символом всех его проблем и открыто смотрит на этот мир. А Саида выходит из зоны комфорта и становится настоящей дивой школьного мюзикла.

Несмотря на всю серьёзность и мрачность темы, повесть невероятно позитивная и жизнеутверждающая. Эта книга должна стоять в списке литературы обязательной к прочтению, чтобы, столкнувшись с жизненными трудностями, дети и подростки не сломались и могли произнести три важных слова «Я хочу жить». Как любая хорошая книга – она про разное. Это приключения, дружба, первая любовь, борьба с комплексами, предательство мелкое и крупное, это семья, разные семьи… Это еще и музыка. Честная, захватывающая подростковая книга о любви к жизни и о непростом пути к этой любви.

В 2015 году книга Аделии Амраевой «Я хочу жить!» была удостоена Первой премии Международного конкурса им. В.П.Крапивина, а в 2018 году вошла в Международный каталог «Белые вороны», куда ежегодно отбираются 200 лучших книг со всего мира.

 

Людмила Васильевна Евсеева,
заведующий информационно-библиографическим отделом