Книги, которые стоит читать!
Нефедова, М. Лесник и его нимфа: [роман; 16+] / Марина Нефедова - 2-е изд. - Москва : Никея : Встреча, 2017. - 253, [1] с.
Роман вполне себе можно считать историческим – действие происходит почти полвека назад, в восьмидесятые - если бы не одно «но»: собственно исторической эпохи в романе почти что и нет. Разве что звонки из телефона-автомата за 2 копейки (нет еще мобильников), полбулки серого хлеба за 9 копеек и выпускной класс – десятый. Из реально бывшего и хоть как-то описанного – система, сообщество хиппи, и рок-н-ролл, вышедшие из употребления слова «ксивник», «квартирник», «хайратник». Автор родилась в 1973 году, в середине 80-х ей лет 15-16 – это ее молодость, и все эти полуподробности написаны ею для своих, для ровесников, для тех, кто в теме. Сегодняшним 17-тилетним это, возможно, и интересно, но так, как античные мифы. Главное в романе – та история, что происходит на фоне типа большой Истории: история девочки Литы и мальчика Саши. И вот эта история уже про … навсегда. И в 90-е, и в нулевые, и сейчас. Героиня, девочка Лита, несчастна: «Для Литы же с четырнадцати лет жизнь стала невыносимой. Особенно новая школа, в которой она должна была хорошо учиться. Она не вписалась в класс, с первого же дня влипнув в конфликт с его лидером, девочкой по имени Алиса. Этим она заслужила себе независимость и одиночество. Друзей у нее здесь не было… Этот седьмой класс Лита еле пережила. Оказалось, что жизнь – это вопросы без ответов, самый главный из которых: почему со мной все не так?» Лита (Лида – ненавистное имя - Литовченко, соединила первые буквы имени и фамилии и стала Лита) тусуется, да что там – практически живет в системе («Она была на этой стороне, со своими друзьями, которые представляли для нормальных людей «жалкое и отвратительное зрелище», как сказал им недавно один мент. Но Лита знала, что это не так. Она любила этих людей, хотя и говорила часто, что всех ненавидит. Она понимала их очень хорошо. Да, они вели пустые разговоры и занимались всякой хренью. Но среди них были талантливые и тонкие люди. И по крайней мере, никто не имел права их презирать»), играет на гитаре, поет как Дженис Джоплин, ездит из Москвы в Питер на квартирники, выступает в переходах, пишет песни- музыку, а порой и стихи. Школа так, побоку. Лита странная: «Невзирая на школьное возмущение, она заявлялась в школу в рваных джинсах и старом растянутом свитере, с распущенными волосами и в хайратнике. Иногда нацепляла на голову шляпу или даже откопанную где-то тюбетейку. Ее выгоняли, водили к директору, пугали милицией, дома были страшные скандалы – но Лита была непреклонна». В Литиной жизни была и психушка. «Тоска, правда? Ненавижу все это. Серые дома, серый город, серая жизнь. Каждый день одно и то же…» Потом Лита встретила Сашу. Такие встречи всегда случаются внезапно. Саша был ….нормальный. Если не считать биографии… Учился на вечернем в техническом вузе, работал в строительной конторе чертежником. Ну, две странности были и у него: он хотел стать лесником и верил в Бога – странности, понятно, с точки зрения Литы. История их любви тоже получилась странная: были и расставания навсегда – Лита между Сашей и рок-н-роллом выбрала не Сашу, были и ссоры, и обиды, но был и город, на который они вместе смотрели с крыши, и долгие разговоры, и поцелуи…Беда, случившаяся с Сашей, стала для Литы тем самым порогом, перешагнув который понимаешь: именно сюда ты шел все время, именно здесь твое место… И религиозная линия в романе ненавязчива: Бог нередко совершает чудеса руками и сердцем человека, которому чудо очень-очень нужно.
Книга непростая, небесспорная, но ее стоит читать. И не только тем, кто, как Вячеслав Бутусов, «переживал подобные времена и эмоции», но и тем, кто только пытается определиться со своим местом в жизни.
Молчанова, И. Луна для волчонка: [повесть; 12+] / Ирина Молчанова. - Москва : РОСМЭН, 2018. - 235, [1] с. - (Линия души).
После развода мать, успешная бизнес-леди, продала квартиру в Москве, отказалась от карьеры и увезла трех дочерей в деревню, но заниматься дочерьми, вникать в их проблемы у нее не было ни сил, ни желания: «Она до сих пор не пережила развод. Сбежать в деревню от предательства отца оказалось мало. Каждый день, сама не осознавая, она сбегала и от нас в страну неотложных дел, которую придумала для себя, чтобы заполнить пустоту в сердце». А у сестер действительно Проблема: старшие красавицы – сестры Майя и Ева вдруг обнаружили, что их парни …влюбились а младшую сестру, тринадцатилетнюю Полину. Это вообще как так?! До переезда в деревню сестры были очень дружны, особенно старшие («Ближе Евы у меня никого. Мне и подруги, в сущности, никогда были не нужны, потому что лучше нее меня все равно никто не понимал»). Ничего жизнь сделала кульбит? Полина, смуглый галчонок, вечно торчащая в гараже, где она чинит старую отцовскую машину, «Волгу» - кабриолет – и такие две …калифорнийские блондинки! «Мы, красивые, взрослые девушки, стоим обтекаем на крыльце, пока младшая сестра крутит нашими парнями». Ну, нельзя красавицу Еву и лапочку Майю променять на такое! Значит, малявка из зависти сама к Жене и Тиме пристает! Вечно младшие сестры влюбляются в кавалеров старших сестер! И добром Полька не понимает, что надо тихо сидеть в гараже и не отсвечивать! Значит что? Значит – война! И не слышит Ева Тиминых слов: «У доброты и сердечности нет возраста. Встретив родственную душу, ты не думаешь, сколько ей лет и одобряют ли вас окружающие, ты просто знаешь – это она. Она… маленькая. – Тима откинул со лба волосы и добавил: – Но так будет не вечно. Через пару лет ей будет шестнадцать, а через четыре – восемнадцать, а… Любовь – это не заслуга, а дар. Жаль, что ты этого не понимаешь» И саму Полину сестры не слышат: не нужны ей ни Майин самодовольный Женя, ни славный Тима – хороший друг, и только. А вот интригует ее сосед- ровесник Гриша, который каждую ночь ходит куда-то с лопатой… Нет, правда, с лопатой! Клад, что ли, ищет, как Дядя Федор? И даже пес у него есть… Войной сестер сюжет не исчерпывается: там есть и цыганка, и красавец – гитарист, и переписка Евы с отцом и много чего еще. И, понятно, луна и волчонок. В общем, сами узнаете, прочитав роман.
Автора романа Ирину Молчанову и ее книги очень любят поклонницы – в интернете нет ни одного отрицательного отзыва. И вообще – росмэновская серия «Линия души» набирает популярность: кроме Молчановой, в серии публиковали свои произведения звезды российской подростковой прозы Смелик, Горбунова и Янге.
Симбирская, Ю. Дальние берега: [повесть; 12+] / Юлия Симбирская. - Москва : РОСМЭН, 2018. - 155 с. - (Линия души).
У девочки Жени все в порядке: любящие и любимые папа и мама (« А еще мама добрая и мудрая. Мне кажется, ее все любят. Я не видела и не слышала, чтобы она с кем-то ругалась. А все соседи улыбаются, если видят маму во дворе или в подъезде. Абсолютно все! Даже хмурый дед с писклявой собачкой с пятого этажа. И всем хочется маму остановить, поговорить. Как будто ей должно быть интересно, у кого колени хрустят и в каком магазине дешевая гречка. Я ведь знаю, что не интересно, а мама так искренне сочувствует, удивляется, благодарит, радуется, что люди оживают и расправляют плечи»), подруга Регина, увлечение комиксами… Но не бывает же все всегда хорошо. Вот и в Жениной жизни есть всезнайка и злючка - колючка Тоня, приемная дочь маминой подруги тети Оли. Тете Оле приходится много ездить в командировки, поэтому и живет Тоня частенько в Жениной комнате. И пижама ее лежит в Женином шкафу. И даже в деревню к Жениному деду вывозят и Тоню – у нее астма, ей нужен свежий воздух. И ничего-то Тоне в Жене не нравится: и читает она не то и не так - а комиксы так вообще для людей без мозгов, и все ее увлечения – глупые и бессмысленные. Женя и сама начинает думать, что она глупая и некрасивая (Тоня сказала, что Женин нос на семерых рос, а ей одной достался): «Раньше я любила раскрашивать футболки специальными красками по маминым трафаретам. Любила выращивать деревья из косточек. Любила рассматривать лица пассажиров в трамвае и сочинять разные истории. Конечно, я их никому не рассказывала и не записывала, хранила в своей голове. Любила засушивать кленовые листья в папиных медицинских книжках и маминых словарях – у нас почти все толстые книжки в доме набиты листьями. Любила шить платья на кукол. Да, это вообще кошмар – шить на кукол в тринадцать лет. Но я ведь никого не заставляю так позориться». А Тоня говорит: «Из какой ерунды состоит твоя жизнь! Живешь, как кабачок: торчишь в интернете, листья собираешь. И что? Таких, как ты, миллионы». Уж она-то, Тоня, одна на миллион! Жене грустно и тяжело («Почему одни люди сразу зажигают внутри тебя разноцветную гирлянду, и ты светишься, как новогодняя елка, а другие, наоборот, гасят все лампочки?») еще и потому, что мама уверена: Тоня яркая, умная, красивая и вовсе не вредная: «Как это получилось: все Тонино – большое и значимое, все мое – мелкое и нелепое? Я говорю с мамой о своей беде, а она возвращает меня к пустякам. Конечно, можно ни с кем не делиться переживаниями, сидеть в «домике», но я так не умею, страшно там одной ждать волка. Мой домик оказался из соломы, как у Нуф-Нуфа в «Трех поросятах». Приходит волк, дует, и оказывается, что мое убежище держится на честном слове, солома летит по ветру. Вот и приходится прятаться за маму и просить, чтобы она помогла подлатать стены и крышу. А мама тычет меня носом в футболку» И вдруг! Случайно! Женя становится обладательницей Тониной тайны. Нет, не так: ТАЙНЫ. Вот теперь-то Женина месть будет страшна! Надо только попасть в театральную студию «Дальние берега», в которой занимается Тоня – ТАЙНА тоже там! Однако собравшись мстить, Женя увлекается совсем не подготовкой страшной мсти, а творческой атмосферой студии: стихами и репетициями, шитьем костюмов, походами на выставки и спектакли в других студиях и в театрах, беседами и лекциями педагогов. Тоня как-то перестает быть важной деталью окружающего Женю пейзажа. А в один прекрасный момент Женя вообще понимает про Тоню то, что уж точно не знает о себе и сама Тоня - и все: нет больше страшного волка! Повесть Юлии Симбирцевой тоже вышла в росмэновской серии «Линия души» и, думаю, понравится читателям не только славной историей Жени, но и светлой душевной атмосферой: повесть населяют хорошие (в основном) люди - и дети, и особенно взрослые, что в последнее время в подростковой прозе встречается нечасто. Хочется отметить и качественный текст: уж читать, так получая удовольствие от чистого родного языка.