Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Михеева, Т. В. Не предавай меня! : [молодежная романтическая повесть ; 12+] / Тамара Михеева. - Москва : Аквилегия-М, 2013. - 188, [3] с. - (Современная проза). - ISBN 978-5-905730-11-5. - Текст: непосредственный.

 

Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» сразу же после публикации вызвала большой интерес у читателей-подростков. Наверное, потому что описанная в ней ситуация типична для школы всех времён и народов. Вот класс, в котором верховодит самоуверенная красивая интриганка, дочь местного банкира, для которой цена человеческой личности измеряется достатком и успешностью родителей, модным «прикидом» и количеством поклонников. Вот девчоночья свита, безжалостно жалящая всех, на кого укажет их предводительница. А вот и шумная хулиганская мальчишечья орда, которая тоже не прочь принять участие в травле. И сам объект травли – независимая девчонка, умеющая дать отпор обидчикам и потому раздражающая их ещё больше. А еще есть классная руководительница, уверенная в том, что держит ситуацию в классе под контролем. На самом же деле она совершенно не знает, чем живут её ученики, и не понимает их. А в 7 «Б» кипят такие страсти, что неминуемо должен вспыхнуть пожар (он и вспыхивает в финале, метафора оживает). Этот пламень не спалит, конечно, сердца героев, но закалит их, сделает чище, твёрже. И взрослее. Собственно, об этом – трудном взрослении – как раз и рассказывает любая хорошая подростковая книга. И эта тоже.

 

Юлька Озарёнок, случайно услышав разговор классной руководительницы со школьным психологом, узнаёт, что по итогам тестирования она в классе аутсайдер, что Анюта, которую она считает лучшей подругой, не включила её в число друзей, а мальчик, который ей давно нравится, совсем, кажется, к ней равнодушен. Да еще и красавица Алиса Лаппа по прозвищу Лапочка изощрённо её подтравливает. Юле предстоит разобраться, действительно ли она такая, как патетически вещает психолог: «Это несчастные дети, отвергнутые, изолированные, не нужные ни-ко-му». Напряженная внутренняя жизнь героини разворачивается на фоне бурных жизненных коллизий. Здесь и отношения с родным отцом, горячо любимым, но всю жизнь живущим в другой семье, и со старшими братьями, в одного из которых влюблена главная обидчица Юльки – Лапочка, и с красавцем и умницей Артёмом, Юлькина любовь к которому оказывается совсем не безответной, и с одноклассниками…

 

Эффект абсолютной достоверности возникает, возможно, ещё и потому, что повесть написана на документальном материале. Тамара Михеева считает её самой автобиографичной из всех своих произведений: «Я начала писать это ещё в детстве. Потом, во взрослой жизни, нашла, перечитала, заново переписала…» И дело не только в эпизоде, когда одноклассники крадут дневник Юльки и прилюдно читают его. В повести отразился и учительский опыт автора: «Моя ученица внезапно оказалась по тесту аутсайдером, а потом выяснилось, что это ошибка.... Получился некий микс моей работы в школе и детских воспоминаний, заметок, дневников…»

 

Неизменно жизнеутверждающая проза Тамары Михеевой согревает сердце подростка, помогает преодолевать одиночество, учит умению оставаться собой и сохранять достоинство во враждебном окружении. Поднимая в повести тему переживания ребенка по поводу развода родителей, автор показывает, что вопреки обиде и отчаянию, можно найти путь к примирению и принятию родителей (а также сводных братьев и сестёр), к гармонии с собой и миром.

 

 

 

Хёфлер, Штефани. Танец глубоководной медузы : [роман ; 16+] / Штефани Хёфлер ; [пер. с нем. Роман Эйвадис]. - Санкт-Петербург : Поляндрия, 2021. - 206, [2] с. - ISBN 978-5-6045049-4-9. - Текст: непосредственный.

 

Что общего может быть у вечного объекта насмешек и первой красавицы? Бесформенный толстяк Нико и изящная Зера учатся в одном классе. Мальчик – изгой, девочка относится к элите, поэтому кажется, что их пути вовсе не должны пересекаться. Но оба подростка чувствуют себя заложниками обстоятельств. Нико – пленник собственного тела. Когда над ним потешаются, он умеет уходить во внутренний мир, хладнокровно продумывая устройство какого-нибудь гаджета, создание эликсира или суперспособности, которые позволят ему, например, снять с высокого дерева закинутый туда гонителями рюкзак. Мальчик на удивление спокойно переносит издевательства одноклассников. Он не унижается, не закатывает истерики, не жалуется. Это выглядит как минимум достойно. Школу он старается воспринимать как кошмарный сон и, выходя за ворота, сразу выбрасывает её из головы.

 

Зере претят издевательства над кем бы то ни было. Она сочувствует пареньку, но не решается открыто выступить в его защиту. Ведь и в статусе примы есть свои минусы и ограничения. Девочка должна вести себя так, как от неё ожидают, общаться с теми, кто ей не особенно интересен, и реагировать на происходящее принятым в этом маленьком мирке образом. Кроме того, Зера – египтянка, в её семье чтут традиции, и это тоже налагает на девочку определенные обязательства. Словом, она тоже пленница образа.

 

Весь класс на выходные едет на турбазу. Предвкушая упоительную свободу, подростки многого ждут от этой поездки, и только Нико отправляется за город не для того, чтобы развлечься (круглосуточно находиться в обществе обидчиков – сомнительное удовольствие), а с целью ненадолго разгрузить бабушку. Именно вне привычной обстановки происходит, казалось бы, незначительное событие, которому суждено перевернуть жизни героев. Мальчик заступился за Зеру, которой пришлось отбиваться от развязного неформального лидера компании, а героиня находит в себе силы пригласить парию на медленный танец. Оба совершают эти поступки неожиданно для себя, но осознавая, что бросают вызов общественному мнению. Реакция оказалась предсказуемой, и подростки вынуждены бежать. День, проведённый в обществе друг друга, помогает обоим по-новому увидеть себя и окружающих.

 

Честная и искренняя книга говорит с читателем о праве на собственное мнение и образ жизни, о внимании, которого достоин каждый, и о том, что какими бы странными, враждебными и жестокими не казались окружающие люди, среди них всегда есть те, кому ты интересен, кто примет тебя, поможет справиться с бедой и открыться навстречу миру.

 

Штефани Хёфлер – учитель и театральный педагог, автор шести книг для юношества. Книги Хёфлер высоко оценены критикой и получили престижные награды, среди которых почётный список Международного совета по детской книге и номинации на премию немецкой молодежной литературы.

 

Юлия Томилова, заведующий информационно-библиографическим отделом
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах