График работы
Педагогам, воспитателям, родителям
Детские библиотеки на карте Омской области






Поиск по сайту
  • 17.09.2018

    В первые недели сентября учащиеся начальных классов БОУ «Тарская СОШ№4» и БОУ «Тарская ООШ№12» отправились в весёлое путешествие «От альфа и омега, до ctrl и delete». Ребята вместе с сотрудниками Тарской центральной районной детской библиотеки «побывали» в странах Европы и Азии, где узнали о традициях празднования начала учебного года, познакомились с особенностями организации учебного процесса в Германии, Италии, Японии и других государствах.

  • 17.09.2018

    С началом нового учебного года Тарская центральная районная детская библиотека заметно преобразилась, надев осенний наряд. Предлагаем прогуляться по залам нашей библиотеки, где к сентябрю были оформлены новые выставки.

  • 17.09.2018

    17 сентября Оконешниковская центральная детская библиотека организовала час этикета «Человек среди людей: этика общения и поведения» для учеников пятого класса.

  • 13.09.2018

    В Шербакульском Секторе по работе с детьми и молодежью проведена беседа с мультимедийной презентацией о важности энергосбережения «Берегите электроэнергию и природные ресурсы» – для детей из группы продленного дня адаптивной школы.

  • 13.09.2018

    Волонтёры отряда Называевской детской библиотеки «Радуга добрых сердец» провели акцию, целью которой стала пропаганда жизнеутверждающих ценностей как профилактика суцида.

Книги, которые стоит читать!

 

 

 

Доцук, Д. Невидимый папа: повесть: [для среднего и старшего школьного возраста; 12+] /Дарья Доцук ; [худож. И. Беличенко]. – Москва: Аквилегия-М, 2015. – 175 с. – (Современная проза).

 

Небольшая повесть Дарьи Доцук «Невидимый папа» - о девочке Жене, которой нужна семья. Нет, не так – Семья. Папа, мама и она, Женя. Мама есть – папы нет. Прочерк. Женя знает папину фамилию, имя, год рождения. А однажды мама проговаривается, что у Жени есть брат, Филипп, сын от первого брака. Женя находит его страничку в интернете и пишет ему письмо, Филипп откликается. Брат с сестрой встречаются, Филипп оказывается классным парнем. Но ни Филипп, ни Женя не говорят своим мамам, что подружились, Женя потому, что уверена: мама ненавидит папу и даже немножко Женю, потому что она на него похожа. Филипп потому, что почти взрослый и знает, что простые решения отнюдь не всегда самые правильные. Но Жене непременно нужен папа и она уговаривает Филиппа написать ему письмо: «Но ведь и наш с Филиппом папа, и Женькин (это подруга Жени, тезка) уехали не потому, что мы им не нравились.

Мы были тогда слишком маленькими, чтобы о нас судить. Они уехали, испугавшись, что не справятся. И мам наших они, судя по всему, не любили. Так я думаю. Но теперь мы выросли и можем, нет, должны сами решать, как к ним относиться, к нашим невидимым отцам. Я, например, уверена, что папе будет приятно получить наше письмо. А мама – странный человек, сама же говорит: "Пойди навстречу, сделай первый шаг", но отца никак не простит. Видимо, это всё пустые слова. Они подходят, чтобы учить меня, а вот чтобы самой им следовать – уже, стало быть, не годятся».

Женя, безусловно, максималистка, очень наивная и, пожалуй, эгоистичная в своем стремлении сделать так, как, по ее мнению, правильно. Мама и подруга ее не понимают – поссориться с ними: сами виноваты, ведь права-то она, Женя. Филипп не хочет писать письмо отцу («Жень, ну зачем тебе это? Ты очень хочешь ему навязываться? Лично я – нет. Ещё не хватало унижаться перед этим… – Филипп хочет сказать что-то обидное, жёсткое, но косит на меня глазом и не договаривает. – Тебе так без него плохо? А вот ему, представь, без нас хорошо») - он не должен отказываться! Поссориться и с ним. Главный Женин аргумент: он же наш папа. Для Жени важно только это. Почему уехал, почему бросил, почему не писал, не интересовался? Он наверняка жалеет и, зная Женину маму, боится признаться в этом. У него другая семья и дочь Ева? Значит, Женя теперь старшая сестра! Папа должен обрадоваться появлению старшей дочери! Негативный опыт общения Филиппа с отцом ее не расхолаживает – это было ведь раньше, еще до нее.

Книга до самых последних страниц будет держать вас в напряжении: получится ли у Жени найти биологического отца, осмелится ли она выйти с ним на связь?

 

 

Сабитова, Д. Р. Три твоих имени: [для среднего и старшего школьного возраста; 12+] / Дина Сабитова. – Москва: Розовый жираф, 2012. – 185, [4] с. – (Вот это книга!).

 

Почти все книги Дины Сабитовой о детях, потерявших своих родителей и вынужденных жить в детских домах. Дина не понаслышке знает о таких детях и о процессе усыновления, ведь она с мужем растит двоих сыновей и приемную дочку.

История девочки Маргариты похожа на истории жизни сотен тысяч ее сверстников. Ритка живет с родителями-алкоголиками и младшей сестрой Гелькой. Мамка с таткой пьют и ругаются, девочки живут впроголодь, ходят в обносках (Вы обязаны заботиться о ребенке. Вы обязаны ее кормить нормально, а она в школу голодная приходит. Мы, конечно, ей бесплатное питание организовали, но она же не должна есть всего один раз в день. Вы обязаны одевать ее нормально, смотрите, девочка в обносках у вас ходит, как бомж какой). У Новаков есть корова Снежка, но все молоко мамка продает дачникам – и покупает водку. У Ритки есть старшая подруга Муратовна, именно она собирает Ритку в школу: покупает сарафан, ранец с пони на крышке… В школе Ритке нравится, она очень старается хорошо учиться. И в доме старается навести хоть какой-нибудь порядок: «Чем дольше живет Ритка на свете, тем обиднее ей, что в избе у них грязно и нет ничего красивого. Даже занавески какие-то серые.

Ритка моет полы, но никто этого не замечает: татка норовит пройтись по дому прямо в грязных сапогах, а мамка, когда режет хлеб или принимается чистить картошку, может крошки и шкурку от картошки смахнуть прямо на пол.

Сжав зубы, Ритка в сотый раз подметает пол, но это все равно, что рубить головы дракону: тут же отрастет три новых»

И случается закономерное несчастье – пожар. Дом Новаков сгорает. А дальше Дина Сабитова предлагает два варианта событий: все Новаки остаются в живых, татка берется за ум, соседи готовы помочь отстроить дом - первый вариант; тут заканчивается история девочки Ритки. Второй вариант: родители Ритки и Гельки погибли, так и не проснувшись в горящем доме, и дочери попадают в детдом. Детдома. Разные. С этого места начинается история девочки Марго. История девочки Марго тоже заканчивается развилкой: Марго уезжает с новыми родителями, а девочка, которую зовут Гошка, остается в детском доме. И вот эта, третья история девочки по имени Гошка, завершает повесть.

Само произведение построено достаточно интересно. В нем рассказывается словно о трех разных девочках: Ритке, Марго, Гошке, - да только девочка одна. И перед каждой сменой имени в жизни девочки стоит выбор, который делать не ей, а её родителям и опекунам: бросить пить или упиться, взять девочку с собой в другой город или оставить в детдоме?

«Три твоих имени» - это книга для семейного чтения. Она вышла в издательстве «Розовый жираф» в серии «Вот это книга!» "Розовый жираф" настоятельно рекомендует взрослым - родителям, учителям, библиотекарям - разделить вместе с детьми этот опыт, пережить эту книгу вместе.

 

 

Фролов, В. Г. Что к чему: [для среднего и старшего школьного возраста;12+] / Вадим Фролов; [ил. Алла Десницкая]. – Москва: Самокат, 2012. – 223 с.: ил. – Родная речь).

 

Повесть Вадима Фролова "Что к чему..." была удостоена Почетного Диплома Ассоциации изучения ребёнка. Зарубежные критики называли Вадима Фролова "русским Сэлинджером". Сэлинджер написал повесть «Над пропастью во ржи», здорово встряхнувшую уютный мирок «настоящей» американской семьи. Повесть «Что к чему…» впервые была опубликована в 1966 году в журнале «Юность» и тоже… встряхнула. 13-тилетний Саша Ларионов ждет маму с гастролей. Вроде все как всегда: папа, Саша и 3-хлетняя Нюрочка ждут маму – актрису. Папа с Сашей – дома, Нюрочка – у друзей семьи, она приболела. Только кажется Саше, что на этот раз все как- то… странно; то дядя Юра срывается на тетю Люку на безобидную, казалось бы, реплику о мамином коллеге актере Долинском (« Но мне-то Долинский нравился, и я никак не мог понять, почему меня будто царапнуло, когда тетя Люка упомянула его имя, и почему дядя Юра раскричался на нее. Ломал я себе голову, ломал, а потом, так ни до чего и не додумавшись, плюнул. Что, в самом деле, мало ли о чем болтают взрослые, – не все же понимать надо. И так я последнее время что-то чересчур много стал понимать»), то отец ведет себя как-то странно (« Я уже говорил, что мы часто оставались вдвоем с батей, но тогда было как-то по-другому. А сейчас мы с батей здорово волновались, хотя и не показывали виду. Батя был не совсем такой, как обычно, что-то его мучило – это я хорошо видел; может быть, какие-нибудь неприятности на работе, а может быть, и другое, но он был не очень спокойный, и иногда, когда он приходил поздно, от него попахивало вином, а раньше это бывало очень редко»). Однако затем выяснилось, что театральная труппа с гастролей вернулась – не вернулась только мама. Одноклассник Валечка, дрянной змееныш- вот кто открыл Саше то, что от него скрывали : « Весь дом знает, что твоя мамаша с артистом сбежала и вас бросила, а он будто и не знает ничего. Дурак ты, идеалист. Все они, бабы, такие, а ты – драться». Дальше вышла безобразная драка: Саша избил Валечку так, что того без сознания увезли на «скорой». Отец показывает Саше письмо, которое написала ему жена. Сашина мама. Все проясняется. «Вот что она сделала – мама. Взяла и уехала с Долинским. Очень просто – она нас любит, но Долинского любит больше; Колю – папу – она ценит и уважает, а Долинского любит. Все очень просто. Нам с Нюрочкой папа может что-нибудь сказать, например, что она задержалась на гастролях. А когда она там с Володей (который зачеркнут) устроится как следует, она детей, то есть нас, возьмет к себе, к себе и Володе. Уж Нюрочку-то она во всяком случае… Меня не во всяком, а Нюрочку во всяком. И все очень просто. Ведь это любовь… Ну, а папа – папа человек сильный и добрый, он все поймет и простит и поступит, как всегда, правильно». Случайно узнав, куда уехала мама, Саша едет за ней в Иркутск, но… и тут возникает большое и взрослое НО. Саша увидел маму и Долинского вместе: « Я видел, к а к она на него смотрела. Она н и к о г д а не смотрела т а к на отца… А потом… потом она поцеловала его так, как она никогда не целовала отца. И я ушел». И с этого момента «я уже немного начал понимать, что к чему. Хотя, наверно, до конца я так и не пойму всего. Наверно, до конца никто не понимает…» Повесть написана более 70 лет назад, а ничего не меняется под солнцем, как писал Экклезиаст. Родители так же врут детям, потому что они маленькие, и их надо защищать, и выбирают при этом очень странные способы этой самой защиты. Дети так же не понимают, как можно уйти от родных детей к чужому дядьке или тетке. Что к чему – не понять до конца, да и есть ли конец – тоже неясно. Резкая повесть, написанная от первого лица. Неглупый мальчик, переживающий множество событий - и первую любовь, и странные дружбы, и разочарования во взрослых, слабых и трусоватых, цепляющихся за фразу: «Как ты разговариваешь со старшими?!», как за спасательный круг - ничего не скрывает от себя, и в этом он похож на Холдена Колфилда, героя Сэсинджера, хотя и моложе его аж на 4 года.

По мотивам книги «Что к чему…» в соавторстве с Иосифом Ционским была написана одноимённая пьеса, прошедшая во многих театрах, а также поставлен фильм «Мужской разговор», получивший в 1971 году приз «Серебряная Минерва» на Международном кинофестивале в Венеции.

 

Екатерина Валентиновна Маркова,
библиограф информационно-библиографического отдела