Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
  • Литературное объединение Паром
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Кузнецова, Ю. Где папа?: [драматическая повесть; 12+] / Юлия Кузнецова. – Москва: КомпасГид, 2016.- 208 с.

 

«Может, тогда и среди ЭТИХ есть невиновные… И об этом знают только их родственники, а государство им не поверило».

 

«Конечно, у меня была мечта. Я хотела бы стать смотрителем на маяке. Купить кучу книжек и запереться с ними в своей каменной башне с прожектором».

 

«На мой взгляд, это лучшее, что вышло из-под пера Юли Кузнецовой. Она умудрилась написать книгу трагическую, но не слезливую, простую, но не примитивную, честную, но не грубую. Что очень ценно -- герои (не только главная героиня) к концу книги заметно меняют себя, свое отношение к миру. Значит, и свой мир. И очень точно передана интонация. Так что, повторю, это лучшая книга Юлии Кузнецовой. По крайней мере, на сегодня». Жвалевский Андрей

 

Собственно, авторитетный писатель А. Жвалевский уже сказал главное о книге. Хорошая книга. Про что? 13-тилетняя девочка Лиза внезапно оказалась под обломками мира: ее доброго, милого, всеми любимого и умевшего ладить решительно со всеми папу посадили. За экономическое преступление, которого он не совершал. Настоящие виновники уехали в Швейцарию, а папа, поставивший подпись под финансовым документом, сел. Лиза, папина дочка, любимица, внезапно оказалась в полном одиночестве: у ее матери и старшей сестры, как и у всех людей, есть предел сил, а у героини нет желания в это вникать – жить без папы нельзя. Нельзя выходить замуж за Костю, который плох уже тем, что отнял у Лизы сестру, нельзя смеяться - чему радоваться – то: папа в тюрьме! У Лизы нет друзей, одноклассники называют ее «немая» - настолько она необщительна. Ее и не травят, по большому счету: не за что. Она не яркая, не талантливая, не оригинальная: обычный эгоцентричный подросток с подростковыми комплексами на грани невроза, порой банальная, некрасивая девочка. У нее две радости в жизни: быть дочкой и быть «мамой» - после ареста отца она знакомится с двухлетней сестрой одноклассника Кьярой, мама которой находится в вечном поиске мужа-итальянца, а сам одноклассник твердо намерен стать «своим» в компании крутых одноклассников – шестеркой, по мнению Лизы. Нянчиться с малышкой, переживать о папе, ездить на свидания в колонию… Собственно, все. Спросите, и чем же книга хорошая? Да тем, что девочка Лиза со временем начинает видеть вокруг себя не функции - хулиган, слабак, бой-френд, зэк – а людей. Противный Костя везет семью Макаровых четыре часа в колонию, четыре – обратно, и четыре часа ждет, пока кончится свидание, Мерзкий Фокс выламывает дверь в ванную, где закрылась двухлетняя Кьяра. А папа – не только папа, но и мамин любимый муж: «Когда мы вернулись, мама тоже обняла папу, как старого друга, и они улыбнулись, глядя друг другу в глаза, и я вдруг подумала, что они невероятно подходят друг другу: они две половинки монеты, две половинки дурацких красных сердец, которые продают в газетных киосках под день святого Валентина, две тапочки, две лыжи, две варежки, два глаза, Юг и Север, — и что у них нет сюси-пуси, они два товарища, крепко и на всю жизнь связанных друг с другом». Ради таких открытий и стоит прочитать эту книгу. И вообще обратить внимание на творчество Юлии Кузнецовой - писательницы, переводчика, редактора интернет-журнала “Жёлтая гусеница”, одного из авторов журнала о детской литературе “Переплёт, лауреата Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества за рукопись повести "Где папа?", Малой премии "Заветная мечта" (2009), премии им. Крапивина (2011) и премии "Книгуру"(2013).

 

 

Дашевская, Н. Около музыки: [рассказы для среднего и старшего школьного возраста;12+] / Нина Дашевская. – Москва: РОСМЭН, 2015.- 176 с. - (Настоящее время)

 

«Она так смотрит на небо, как будто у неё внутри - музыка…»

 

Дивная, прозрачная, скрипичная проза! Нина Дашевская – музыкант. Она играет на скрипке в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. А с 2009 года, когда ее сказку напечатал журнал «Кукумбер», еще и детский писатель. Первая её книга «Семь невысоких гномов» была издана в 2011 году, а в 2014 году повесть «Вилли» завоевала Крапивинскую премию. В конце 2014 года по итогам конкурса «Новая детская книга» Нина Дашевская с книгой «Около музыки» заняла первое место в номинации «Воспитание чувств». Номинация «Воспитание чувств» была включена в конкурс именно в 2014 году. Книга Дашевской как раз об этом, о чувствах. Поэтому и победила. В отзывах о книге читатели пишут, что она «славная», «добрая». «Так надоело читать о проблемных старшеклассниках, о травле, наркотиках, насилии…» Как верно заметил классик, несчастья – отличная школа, но счастье – лучший университет. Так называемая «правда жизни» в больших объемах отвращает от самой жизни. А в ней есть, помимо всего перечисленного выше, друзья, красавица-мама мальчика, который нравится: «…не так, как в модных журналах, а как во французских фильмах. У неё были каштановые волосы, клетчатое пальто и длинный шарф». И В ЖИЗНИ ЕСТЬ музыка. Герои рассказов Дашевской живут музыкой, около музыки, внутри музыки…«… И тут за стенкой заиграла скрипка. Лёлька замерла - этого просто не могло быть! Скрипка играла Весеннюю сонату Бетховена. Скрипку, видно, тоже накрыло весеннее настроение - ведь март же, первое число! И там, где мелодию подхватывает пианино - Лёлька открыла крышку пианино и вступила. Играла и прислушивалась - здесь ли скрипка? Здесь, здесь!» «И я простил ему и прямой нос, и чистый лоб. И всё зазнайство его, что он знает, какой он неотразимый. Потому что он пел так хорошо, чисто; но это ладно, петь можно и от природы. Он играл невероятно круто. Я этого никак не мог ожидать. Какие там три аккорда! Я всё смотрел на его левую руку, как он переставал аккорды - ловко, естественно, ещё подыгрывал какие-то голоса. И пел спокойно, негромко, незнакомую песню на английском языке. Хороший у него английский, мягкий, будто родной. И играет… Как будто это ничего не стоит, так играть. Но я-то знаю… Я знаю, что это не просто так, это работа, так научиться. Вот же, как хорошо. Зараза какая этот Кирилл…»

 

Книжки рассказов продаются хуже и менее популярны, наверное, чем романы и тем более серии. К героям романов как-то привязываешься, переживаешь за них, как за родных, о которых знаешь все до донышка, даже и то, что можно не знать. Всякое лишнее. Рассказ – не то. Он должен быть очень точно выверенным: один эпизод из жизни героя, одна тема – но все должно быть сделано так, чтобы героя не хотелось отпускать, чтобы хотелось поворчать на автора: что же ты, мол, автор, поленился написать, что случилось с героем дальше? Что тебе, жалко, что ли? Вот такая книга у Дашевской. Срочно читать! Можно вслух. Учить наизусть. А это цитаты из других ее книг: «Молодым виолончелистом" гораздо приятнее быть, чем просто "молодым человеком", «Без музыки и без искусства вообще человек не может. Это единственное, что удерживает его. На самом краю».

 

 

Уоллс, Джаннетт Серебряная звезда: [16+] / Джаннетт Уоллс; [пер. с англ. К. А. Сошинской] - Москва: ЭКСМО, 2015. – 320 с.

 

«Можно было представить, что прежде Байлер был оживленным и процветающим городом, хотя сейчас было видно, что за последние пятьдесят лет в нем ничего нового не построили. Было много пустых витрин, в них для маскировки заклеили крест-накрест стекла. Записка на одной двери гласила: «Вернусь через пять минут», будто хозяин собирался вернуться, но так этого и не сделал.
–Какой тут год?– пошутила Лиз.
–В этом городе никогда и не начинались шестидесятые, – ответил дядя Тинсли, – и людям это нравится».

«И что же мы должны были делать? Убежать? – Я неожиданно разозлилась. – Это то, что тебе прекрасно удается, правда?
– Как ты смеешь так разговаривать со мной? Я твоя мать.
– Тогда изменись и веди себя как мать. У нас не возникло бы всех этих неприятностей, если бы ты вела себя разумно».

 

Распродажа куриных пирогов, восемь штук за доллар. Это значит, что их не раскупили вовремя, они зачерствели и их уценили. Если купить пироги на распродаже, их хватит надолго. Надо только разогревать и есть: на завтрак, обед и ужин. Лиз и Бин так и делают, когда мама в очередной раз отправляется за синей птицей, оставляя дочерей одних дома. 15-тилетняя Лиз и 12-тилетняя Бин живут в провинциальном американском городке Лост-Лейк (а до этого жили еще в десятке таких же провинциальных городков – синяя птица ловко прячется) с эксцентричной (можно любой синоним в диапазоне от «взбалмошная» до «чокнутая») фантазеркой (от «мечтательница» до «лгунья») – матерью, которая видит себя только в шоу-бизнесе: надеется стать певицей, ездит на прослушивания (одна из ее четырех гитар стоит как полугодовая аренда дома), ищет продюсеров, завидует Дженис Джоплин и совершенно не заботится о дочерях. Когда девочки были маленькие, она оставляла их на няню или подкидывала не сумевшей отвертеться подруге. Теперь они большие. Ну, по ее мнению. Но социальные службы не дремлют. Конечно, это не современная Америка, а всего лишь Америка 70-х, но отобрать у беспечной мамаши детей и засунуть их в приют – как нечего делать и в те годы. И вот в очередной мамин отъезд, когда социальные службы начали проявлять к сестрам повышенный интерес, девочки решают уехать в Виргинию к родственникам. Через всю страну. Очередной провинциальный городишко, где живет их дядя-вдовец, отличается от Лост-Лейка только тем, что когда-то практически всем здесь – хлопковыми плантациями, ткацкой фабрикой и даже бейсбольной командой - владели Холлидеи. Это фамилия девочек. Теперь дяде принадлежит разрушающийся особняк, запущенный сад и фамилия. Он составляет генеалогическое древо Холлидеев. Девочки идут в местную школу - интеграция в разгаре: белые дети теперь будут учиться вместе с черными. «Белые дети стали утверждать, будто проблема в том, что черные все продолжают говорить о предубеждении и рабстве, хотя освобождены сто лет назад. Черным можно иметь свою черную гордость, но если вы начинаете говорить о белой гордости, то объявляетесь расистом. Белые дети с холма сказали, что у их семей не было рабов. Большинство их предков работали слугами, но никто никогда не слышал, чтобы люди жаловались на то, что они были ирландскими рабами….. Настоящая проблема, говорили черные ученики, в том, что белых пугает вступление черных во владения спорта и музыки. Белые хотели заставить черных замолчать, и чтобы они перестали настаивать на своих правах и вернулись мыть туалеты, стирать белье и готовить еду для белых людей». А еще идет война во Вьетнаме, и кузен девочек Труман сейчас там, и хочет жениться на вьетнамской девушке. И еще живет в Байлере мерзавец Джерри Мэддокс, и пути сестер и этого…существа пересекаются. А серебряная звезда - это медаль отца Бин, и писать надо «Серебряная звезда». Ее вручают тем, кто проявил мужество на поле боя. Такую звезду заслужили и Лиз, и Бин, и дядя Кларенс, и тетя Эл, и кузен Джо – все те, кто проявил мужество, защищая справедливость на поле боя в городке Байлер.

 

«Серебряная звезда» - вторая из переведенных в России книг Джаннет Уоллс – американской писательницы и журналистки, автора книги «Замок из стекла», биографии кочевой семейной жизни ее детства. Это произведение оставалось в Списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс в течение 100 недель.

 

Екатерина Валентиновна Маркова,
библиограф информационно-библиографического отдела
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах