Книги, которые стоит читать!
Зайцева, О. В. Три шага из детства: повесть: [для среднего школьного возраста;12+] - Москва: Детская литература, 2017. – 369 [7] с.: ил. – (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).
Почему нельзя жить, не мучая друг друга, чтобы всем-всем было хорошо и радостно?!
12-тилетняя девочка Саша живет в Петербурге с мамой и бабушкой. Еще у нее есть тетя Лида, теоретически живущая отдельно, в своей однокомнатной квартире, но почему-то все время проводящая в доме героини – Саша даже не разделяет маму и тетку и называет их «сестрицы». Девочка наблюдательная, вредная, задиристая: очень критично относится к женщинам своей семьи: «Лидочка надменно называет драники «чадной кухней нищеты», но способна за раз умять их не меньше дюжины», «С нашей Лидой тяжело! Когда она утром появляется из дверей ванной в бархатном халате цвета индиго и крупных бигуди на голове, то в доме сразу повисает грозовая атмосфера. Как будто большая лиловая туча заполняет квартиру. И скандал рождается сам, безо всякой причины, из воздуха, наподобие шаровой молнии», «Меня убивало то, что мама вдруг стала чужой и какой-то противной, много и фальшиво смеялась…» Однажды учительница по литературе дала задание Саше и ее одноклассникам - написать историю семьи: «Это сейчас очень модная тема – наши корни! – пояснила она. – Так что поинтересуйтесь у своих родных, кто у вас были дедушки, бабушки и прапра… Думаю, это будет всем интересно». Саша долго тянула с выполнением задания, так как ей, «честно говоря, наплевать на эту нашу биографию». Но делать нечего, пришлось задание выполнять. «Биография семьи» оказалась небогатая, зато Саша нашла фотографию своего отца: «отец был снят где-то на улице. Смешной, лопоухий, с торчащими в разные стороны волосами, и глаза такие же голубые и «в кучку», как у меня», и решила с ним познакомиться, ну, возобновить знакомство(?). Они с отцом друг другу понравились, и «бразильский сериал» неожиданно превратился в обычную житейскую историю. Собственно, вся книга состоит из житейских историй, в которых случаются поездка на дачу и в Париж, кот Пушок, бабушкин дружок, и собака Маруся, любительница винегрета, вырубленная роща и семейный розмарин. Какие-то события забудутся со временем, какие-то запомнятся надолго или навсегда. К концу повести девочка Саша вовсе не становится маленьким ангелом, фея-крестная не появляется из угла за очагом: «А там, за стенами нашей квартиры, куда-то спешили веселые и счастливые люди, только я здесь валялась, всеми забытая и больная. Как все несправедливо в жизни!— А почему, бабушка, одним достается все, а другим — ничего?— Как это ничего? — поинтересовалась бабушка. — Кого ты имеешь в виду? Уж не себя ли? Я засопела и отвернулась к стене. Ну, конечно, и себя тоже. У других и отцы, и машины, и деньги, без проблем, и заграницей живут, а мы всё копейки считаем, занимаясь «любимым делом жизни» — ха! И знакомые у нас такие же»… Саша набьет еще немало шишек, будет разочаровываться и вредничать, злиться на родных и малознакомых людей - с ней произойдет еще много разных историй. Ведь из маленьких событий складывается большая жизнь. Так люди и взрослеют. Но это будет уже другая книга.
Иллюстрации в книге сделаны автором Зайцевой О. В. – профессиональным художником.
Сабитова, Д. Где нет зимы: повесть : [для среднего школьного возраста; 12+]. – Москва : Самокат, 2011. – 173 [2] c.: ил. – (Встречное движение).
…японские художники всю жизнь учатся рисовать ровный круг. Мне Паша рассказал.
По-моему, это очень глупо с их японской стороны.
Есть циркуль. Или можно взять стакан, поставить его и аккуратненько обвести. Получится ровный круг.
А всю оставшуюся жизнь можно потратить на что-нибудь другое
Мне даже в голову не приходило, что взрослые могут бояться каких-то еще более взрослых, я думал, взрослые - монолит, все заодно.
Маленькая повесть Дины Сабитовой - о мальчике Павле – не Павлике, не Паше – именно Павле и его сестре Гуль. Совсем недавно у них были бабушка и мама, странная и неприкаянная («Знаешь, Лялька, - грустно говорит Шура, - я не понимаю, зачем ей дети. Как-то так вышло, что они у нее есть - и такие чудесные. Но, кажется, ей в этой жизни нужно что-то совсем другое»), дом – старый, деревянный, с «удобствами» во дворе, дровяной печью, но свой – родной и теплый. Но бабушка умерла, а мама пропала, и брат с сестрой переезжают в приют. Жить в приюте можно, но это – не дом, а так, пристанище. Выясняется, что у Павла есть отец где-то в Сибири, который согласен взять в семью Павла – но не Гуль. Отец Гуль - турок, и он готов заботиться о Гуль - но не о Павле. А Павел и Гуль - семья, и пока у них есть дом, есть якорь – есть и семья. («Человеку нужны корни. Ты станешь старше - поймешь. Это в детстве кажется, что ты сам по себе и в центре вселенной. А потом видишь: ты связан с другими людьми тысячами ниточек, тут связан, там… И каждая такая нитка, если она оборвана, взрослым человеком воспринимается как очень горькая потеря»). Это понимает чужая женщина Мира, мать одноклассника Гуль, которая берет брата и сестру под опеку и даже переезжает в старый дом, хотя ее сыну Мишке это и не нравится: «Я хотел в своем доме жить - он в своем хотел. Может быть, он до сих пор по своей квартире скучает и злится, что из-за нас чуть не все в жизни поменять пришлось. Маленьких особо не спрашивают, им приходится идти туда, куда взрослые ведут». Сам Павел очень взрослый и ответственный мальчик – а как иначе? Хотя… «Третий человек говорит мне, что я веду себя как старик. Что я все стремлюсь держать под контролем.- Это неестественно в твоем возрасте! - горячилась Мира, постепенно повышая голос. - Тебе тринадцать лет! Ты должен прогуливать уроки, пытаться тайком курить за школой, хамить взрослым, раскидывать по дому грязные носки и… Вот если я еще буду раскидывать по дому грязные носки, тут начнется конец света. Так я и сказал. А Мира вдруг как хлопнет по столу ладонью: - Да перестань ты изображать из себя всехнего папу! Хватит! Взрослая тут я! Я за все отвечаю! Расслабься уже, просто живи!» Не получается. Пока никак. Павел слишком привык быть единственным взрослым в семье, где мама ищет себя, а сестра мала. Даже к Мире он относится …снисходительно: «Ну что такое парикмахер? Обслуживающий персонал. Какие у них, у парикмахеров, интересы? Сериалы да любовные романчики. Мира, конечно, хороший человек и, кстати, сериалы не смотрит, некогда ей… Что она читает, я внимания не обращал. Но вряд ли, к примеру, ей будет интересно разговаривать про Стейнбека или Умберто Эко. Я в Умберто Эко тоже мало что понимаю, но я пойму. А парикмахер - это предел. Потолок». Всем им предстоит притираться друг к другу, научиться слушать и слышать, принимать чужую точку зрения …хотя бы к сведению. И если сейчас домового Аристарха видит только Павел, то, возможно, со временем, когда дом станет родным для всех, увидят и остальные: «Хорошо, что я пошел прямиком домой. Дома тепло. «В доме, где живет Семья, нет зимы».
Раин, О. Остров без пальм: [молодежная романтическая повесть для среднего и старшего школьного возраста: 12+] - Москва: Аквилегия - М, 2016. 221[2]с.: ил. – (Современная проза).
Конечно, у нас все друг друга не понимают: государство — народ, преподы — учеников, родители — собственных детей, но все равно ведь живем! Потому что знаем: мир — это джунгли, и каждый из нас мучится на своем маленьком необитаемом острове, тоскуя о бродяге Пятнице. Можно, конечно, слезы лить, а можно относиться вполне по-философски.
«В один прекрасный день приехал Бизон и забрал нашу маму. Вместе с Глебушкой и парой чемоданов вещей в придачу. Забрал добровольно-принудительно, поскольку мама отправлялась с ним по собственному желанию и нашему нехотению. Только кто нас спрашивал? И Глеба, кстати, тоже никто не спросил. В восемь лет таких вопросов вообще не задают, — хватают под мышку и уносят. Все равно как шляпную коробку или кулек с мусором». Так начинается история, рассказанная тринадцатилетней Ксюшей про то, как мама ушла из семьи. К Бизону, местному олигарху, который «обожал деньги. Он ими оклеивал весь видимый и невидимый мир. Свой, разумеется», Глебушку увезли в дом – имение – Бизона, засыпали игрушками, оставили с няней и уехали к другому море-окияну. Где белый песок и пальмы. Тогда Ксюша взяла и похитила брата. И отправилась с ним на единственно доступный ей остров, без пальм и песочка – ржавый остов почти затонувшего корабля. Таких кораблей там, где живет Ксюша, на берегу мелеющего Азовского моря, много. Переправить их в более полноводное море невозможно, вот они и ржавеют там, где плавали когда-то. А побережье застраивают такие крутыши, как Бизон. Скоро у Ксюши не будет не только семьи, но и дома, родины: «Вы скажете: все любят свою родину, но моя любовь все-таки была втрое и вчетверо сильнее. Потому что я знала: дни ее сочтены, и очень скоро она просто-напросто исчезнет. Когда с чем-то прощаешься навсегда, любишь гораздо острее. То же самое происходило со мною. Курортные новостройки, дороги и подпоясанные оградами крепости-коттеджи теснили береговую полосу, сминали бульдозерным ковшом старенькие хибары и вольные тополя. Это походило на нашествие, однако никто не мог ничего поделать. Там, где ютилась миндальная рощица и где я успела в малышовые годы поиграть в прятки, теперь грузно теснились девятиэтажные кубы курортного комплекса». А Азовское море – это история. Тысячи лет назад здесь были и скифы, и греческие города. Их занесло песком, а может, они ушли под воду. На побережье работают археологи. Пока. Даже если они что-то найдут, им придется пободаться с целым стадом Бизонов, чтобы сохранить свои находки. История Ксюши заканчивается вполне себе хэппиэндно, но, как ни странно, конец в ней – не самое важное. Важное - это то, что Ксюша думает о жизни, и не только Ксюша, но и ее друзья, отец, Глебушка, археологи и даже Бизон. Жизнь поворачивается разными сторонами, и только так ее можно понять и оценить.