Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
  • Литературное объединение Паром
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

Книги, которые стоит читать!

2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018

 

 

 

Громова, О. К. Сахарный ребенок : история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской : [для среднего и старшего школьного возраста] / Ольга Громова ; ил. Марии Пастернак. - [5-е изд., стереотип.]. - Москва : КомпасГид, 2016. - 159, [1] c. : ил. - ISBN 978-5-00083-260-8. - Текст: непосредственный.

 

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок» записана ею со слов Стеллы Нудольской, чьё детство пришлось на конец 30-х – начало 40-х годов в Советском Союзе. Это история девочки, родившейся в тёплой, любящей, интеллигентной и образованной семье, которая попала в холодный, непредсказуемый и недружелюбный мир с клеймом «дочь врага народа». Повествование начинается с милых семейных сцен: совместные обеды, игры, сказки, пение. Девочка Стелла (домашние называют её Элей) с раннего детства говорит на трёх языках, слушает мамины истории, читает книги, играет с папой в рыцарей и Короля Артура. И каждый вечер засыпает с мыслью: «Завтра будет утро и опять будет счастье». Но в одно далеко не прекрасное утро она узнаёт, что папа уехал в длительную командировку, откуда так и не вернулся. Это была дорога в один конец – на Колыму.

 

Стеллу и маму Юлю как членов семьи изменника родины высылают из Москвы в Киргизию. Сначала пятилетнего ребёнка вместе с мамой отправляют на строительство бараков для будущего лагеря заключённых. На стройке жёны и дети «врагов народа» попадают в тяжелейшие условия – живут впроголодь, спят на земле, терпят жестокое обращение конвоиров, взрослые работают на износ. Чтобы выжить, не сойти с ума, не отчаяться самой и поддержать дочь мама Стеллы – бывшая воспитанница Смольного института, с обезображенными от работы руками и не восстановившейся после перенесённого в детстве костного туберкулёза ногой, находит в себе силы пересказывать книги, разучивать стихи, беседовать с ребёнком на самые разные темы. Мама учит Стеллу не задавать лишних вопросов, думать своей головой, быть сильной и терпеливой и понимать, что «Рабство – это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

 

После завершения лагерной стройки последовала череда скитаний по Киргизии – из одного населённого пункта в другой, в поисках жилья и работы, так как ссыльнопоселенцы подвергались обструкции и гонениям. Мама Стеллы работала агрономом, полольщицей, учётчицей, учительницей. Стеллу – светловолосую и белокожую девочку, киргизы стали называть «кант бала» – сахарный ребёнок.

 

Несмотря на лишения: голод, болезни, жилищные трудности, нехватку самого необходимого, Стелла и её мама убеждены в том, что «..хороших [людей] всегда больше». И, действительно, эти люди встречаются им повсюду. Киргизы, украинцы, русские крестьяне, ссыльные немцы. Выживают вместе, сообща. Подкармливают друг друга, одевают, лечат, обогревают: «…когда люди сами перенесли много тяжёлого в жизни, они помогают другим молча и не ожидая благодарности». Вот эта общность, это «вместе» является спасительным просветом в черноте обстоятельств. То, ради чего стоит жить и верить в лучшее будущее, которое когда-то всё же обернётся своей светлой стороной. Прямой взгляд на мир, детская цепкая память делают книгу Ольги Громовой очень лёгкой для восприятия. После неё не остаётся угнетающего чувства беспросветности. Наоборот, эта история дарит надежду и веру в человечность, доброту и порядочность людей.

 

Книга «Сахарный ребёнок», переведённая более чем на пятнадцать языков, переиздавалась в России восемь раз, была отмечена дипломом премии им. В. Крапивина, вошла в шорт-листы нескольких отечественных литературных премий и список выдающихся детских книг мира «Белые вороны», составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.

 

Источники:
https://www.livelib.ru/book/1006738483/reviews/~2
https://readly.ru/book/85668/reviews/

 

Громова, О. К. Вальхен : роман : [для старшего школьного возраста] / Ольга Громова ; [худож. М. Чечулина ; послесл. Е. Ямбурга]. - Москва : КомпасГид, 2021. - 422, [1] c. : ил. - ISBN 978-5-00083-740-5. - Текст: непосредственный.

 

«Множеству людей, чьи судьбы…легли ли в основу романа и всем, кто сумел остаться человеком в страшной войне, посвящаю эту книгу»
(Автор)

 

Ценность книги Ольги Громовой заключается в её абсолютной достоверности, ведь автор перелопатила огромный исторический материал: советские и зарубежные газеты, сводки Совинформбюро, дневники обычных людей (в первую очередь подростков). Она беседовала с бывшими остарбайтерами – восточными рабочими, которые во время Великой Отечественной войны в детстве были угнаны на принудительные работы в Германию – именно их воспоминания легли в основу романа.

 

В книге слышны голоса двух героинь – девочки Вали, от лица которой ведётся повествование, и её землячки Наташи, чьи дневниковые записи автор встраивает в сюжетную канву.

 

1941 год, безоблачное крымское лето. Семиклассница Валя, как и многие дети, гуляет, отдыхает, мечтает. Десятиклассница Наташа думает о будущей профессии, вместе с подружками размышляет, как будет учиться. Впереди – целая жизнь. Но 22 июня грянула война, и каждый день приносит тревожные перемены. Мужчины уходят на фронт, из Крыма спешно депортируют этнических немцев, в городе появляются беженцы, приходится часами стоять в очереди за продуктами… Вскоре Евпаторию оккупируют фашисты, которые занимают дома и квартиры жителей, поэтому Валя с мамой и старшим братом вынуждены ютиться на кухне. Враг устанавливает свои порядки: евреи и крымчаки подлежат ликвидации, введён комендантский час, население привлекается к обязательным общественным работам и отправке в трудовые лагеря.

 

Валя и Наташа оказываются в Германии, куда в числе других принудительно перемещённых советских граждан их привозит вагон-скотовозка. Девушек ожидает тяжелый труд, голод, и издевательства. Однако в романе, по словам Ольги Громовой, «…нет однозначно «черных» и «белых», нет разделения по линии фронта на «друзей» и «врагов» – есть совсем другие разделения. Подростки, попавшие в плен, задаются вопросами, которые их мучают, и находят не всегда однозначные ответы». Условный «свой» вполне мог зажать кусок хлеба, в то время как «чужой» готов поделиться тушёнкой, ведь нравственные установки, доброта и порядочность не являются национальными чертами или продуктом государственной идеологии.

 

Вале, которую на немецкий лад теперь зовут Вальхен, повезло. С общих каторжных работ по добыче торфа, где она, маленькая и хилая, чуть было не отдала Богу душу, ее выкупил немецкий фермер Клаус, презиравший нацистов. В семье Марты и Клауса Шольцев Валя ожила, перестала бояться, отогрелась душой и встретила свою первую большую любовь. Позже, в мае 1945 года, после капитуляции гитлеровской армии и трёх лет жизни на чужбине, героине предстоит сделать нелёгкий выбор между возможным личным счастьем в Германии и благополучием её родных, оставшихся на далёкой, неласковой, но любимой советской Родине, которая всех насильственно угнанных остарбайтеров «…простила! [и] …ждёт!!» (из листовки-обращения «Граждане Советского Союза, оказавшиеся в Германии!»).

 

Источники:
https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/297148-dlya-podrostkov-chto-1941-god-chto-1147-y--primerno-odno-i-to-zhe-olga-gromova--o-tom-kak-rasskazyva

https://ug.ru/surovaya-pishha-dlya-uma-pryamoe-obrashhenie-k-molodomu-chitatelyu-3/

https://www.livelib.ru/review/2175712-valhen-olga-gromova

 

Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах