Проектная деятельность библиотек
Страницы 1 2
Примером монопроекта может служить разработанный в
2010 году БУК «Областная библиотека для детей и юношества проект «Апельсиновые
окна». Целью проекта стало создание привлекательного образа библиотеки.
В задачи этого проекта входит:
- расширение
информационного пространства библиотеки;
- использование
особенностей помещения;
- привлечение
к библиотеке внимания населения, пользователей и партнеров;
- внесение
своего штриха в социально-творческий пейзаж территории.
Основным содержанием проекта является
оформление витринных окон первого этажа библиотеки, выходящих на центральную городскую магистраль. В окнах библиотеки экспонируются творческие работы детей и подростков – при участии партнерских организаций; размещается информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и читателях.
Монопроекты могут иметь и более узкий целевой
масштаб.
В 2007 году в Центральной детской библиотеке
Большереченского муниципального района был разработан проект, рассчитанный на 2007 – 2010 гг. «Ты не один в этом мире»,
направленный на организацию качественного библиотечного обслуживания
детей-инвалидов. Библиотекари сотрудничают с социальными педагогами Центра
реабилитации и родителями детей с ограниченными возможностями. Устраивают
театрализованные представления, экскурсии по библиотеке, проводят утренники и
беседы. В дальнейших планах проекта: выставки-хобби детей с ограниченными
возможностями, вечера-встречи с талантливыми жителями посёлка, подготовка
мини-спектаклей силами детей.
Малые проекты чаще всего используются в районных и поселковых библиотеках. Они просты, ограничены ресурсами и
временными рамками. Значительная
часть их проектируется и реализуется
в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном муниципальном
районе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения - от одного месяца
до года.
Примером малого
проекта является партнерский
проект «Я гражданин твой, Россия!», разработанный областной библиотекой для
детей и юношества в 2010 году и
реализуемый совместно с отделом № 1 Управления Федеральной миграционной службы
России по Омской области в Советском административном округе города Омска.
Целью Проекта является содействие
воспитанию патриотизма и гражданственности, социализация молодежи.
Задачи
Проекта:
- популяризация и продвижение правовых знаний в среде молодежи, в том числе знаний о правах и обязанностях гражданина России, символах государственности России;
- возрождение
традиции торжественного вручения паспортов 14-летним гражданам;
- формирование
у молодежи мотивации на социально значимую деятельность;
- популяризация и продвижение книги и чтения в среде молодежи;
- увеличение
основных показателей деятельности БУК «Областная библиотека для детей и
юношества»: количество пользователей; количества посещений;
- расширение
партнерских связей БУК «Областная библиотека для детей и юношества»;
- формирование позитивного
образа библиотеки как открытого учреждения;
- формирование
позитивного образа территориального органа исполнительной власти.
Ещё одним
ярким примером малых проектов можно назвать программы летнего чтения, которые
разрабатывают очень многие центральные районные и детские библиотеки и Омской области
и других регионов России.
В частности, я
бы хотела вас познакомить с опытом работы муниципального объединения библиотек
города Екатеринбурга. Ежегодно, с 1995 г. библиотеки города предоставляют
возможность юным читателям расширить границы своего летнего отдыха, не уезжая
далеко от дома, провести каникулы весело, не скучать даже в ненастные дни,
узнать много интересного и стать победителями творческих конкурсов.
Разработчики программ детям любого возраста предложили на выбор «Летнее
приклюЧтение», «Игру в классики», «Сто лучших книг». В 2007 году девизом
программы летнего чтения «Лето в рифмах» стали слова: «Собери стихи в
корзинку!»
Солнечное
поэтическое настроение, навеянное игрой звуков, слов и образов, вдохновляло и
заставляло многих ребят принимать участие в творческих конкурсах и весёлом
стихотворчестве. Например: «слёту» сочинить стишок и записать его буквально
налету, стать переводчиком с «чепуховского», автором «поэтической икебаны» или
представить свой оригинальный экспонат на празднике «Ярмарка летних стихов». Программа
оформлена вот в сборник, в котором очень много весёлых и интересных заданий,
направленных на развитие творческих способностей детей. Ну вот, например, такое
«Сосчитай, сколько букв «Ж» в Жужжащих стихах Андрея Усачёва»:
Встретил я в
лесу ежа.
Ёж лежал в
лесу, ЖУЖЖА.
Я спросил
ежа:- Скажите,
Отчего вы так
жужжите?
Ёж сказал: - Я
не жужжу,
После ужина
лежу
Я на ужин съел
ужа,
Может, он
лежит, жужжа.
Я сказал ужу:
- Скажите,
Отчего вы так
жужжите?
Уж в ответ: -
Я не жужжу,
После ужина
лежу
Жабу съел я у
болота,
Может, ей
жужжать охота.
Жабе я кричу:
- Скажите
Отчего вы так
жужжите?
Жаба квакнула
ужу:
И совсем я не
жужжу.
Проглотила я
жука,
Жук жужжит
наверняка
Все кричат
жуку: - Скажите,
Отчего вы так
жужжите?
- Ну, жужжу,
ответил жук. –
Иждаю
нормальный жвук…
Я всегда,
когда лежу,
После ужина
жужжу!
И таких
заданий – целый сборник.
Теперь давайте
более подробно рассмотрим характер целевой задачи проекта
Итак, пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Пилотный
проект позволит вам уменьшить затраты и ускорить полномасштабное внедрение. Пилотный проект проводится в ограниченном масштабе, продолжительность его не более 30 дней.
Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.
Инновационный проект – это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.
Маркетинговый проект – это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.
Стратегический
проект – это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.
Организационный проект – направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.
Партнёрский проект – это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.
Экономический проект – имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные
сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).
Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.
Социальный проект - направлен на улучшение жизни определенной категории людей.
Культурно-досуговый
проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной
работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно-досуговых зрелищных мероприятий,
литературно-музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.
Проект повышения
квалификации – направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.
Очевидно, что многообразие
перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.
Страницы 1 2