Главная » Коллегам » Консультации

 

 

Проектная деятельность библиотек

Страницы   1 2


Примером монопроекта может служить разработанный в 2010 году БУК «Областная библиотека для детей и юношества проект «Апельсиновые окна». Целью проекта стало создание привлекательного образа библиотеки.

В задачи этого проекта входит:

- расширение информационного пространства библиотеки;

- использование особенностей помещения;

- привлечение к библиотеке внимания населения, пользователей и партнеров;

- внесение своего штриха в социально-творческий пейзаж территории.

Основным содержанием проекта является оформление витринных окон первого этажа библиотеки, выходящих на центральную городскую магистраль. В окнах библиотеки экспонируются творческие работы детей и подростков – при участии партнерских организаций; размещается информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и читателях.

Монопроекты могут иметь и более узкий целевой масштаб.

В 2007 году в Центральной детской библиотеке Большереченского муниципального района был разработан проект, рассчитанный на 2007 – 2010 гг. «Ты не один в этом мире», направленный на организацию качественного библиотечного обслуживания детей-инвалидов. Библиотекари сотрудничают с социальными педагогами Центра реабилитации и родителями детей с ограниченными возможностями. Устраивают театрализованные представления, экскурсии по библиотеке, проводят утренники и беседы. В дальнейших планах проекта: выставки-хобби детей с ограниченными возможностями, вечера-встречи с талантливыми жителями посёлка, подготовка мини-спектаклей силами детей.

Малые проекты чаще всего используются в районных и поселковых библиотеках. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном муниципальном районе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения - от одного месяца до года.

Примером малого проекта является партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!», разработанный областной библиотекой для детей и юношества в 2010 году и реализуемый совместно с отделом № 1 Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области в Советском административном округе города Омска.

Целью Проекта является содействие воспитанию патриотизма и гражданственности, социализация молодежи.

Задачи Проекта:

- популяризация и продвижение правовых знаний в среде молодежи, в том числе знаний о правах и обязанностях гражданина России, символах государственности России;

- возрождение традиции торжественного вручения паспортов 14-летним гражданам;

- формирование у молодежи мотивации на социально значимую деятельность;

- популяризация и продвижение книги и чтения в среде молодежи;

- увеличение основных показателей деятельности БУК «Областная библиотека для детей и юношества»: количество пользователей; количества посещений;

- расширение партнерских связей БУК «Областная библиотека для детей и юношества»;

- формирование позитивного образа библиотеки как открытого учреждения;

- формирование позитивного образа территориального органа исполнительной власти.

Ещё одним ярким примером малых проектов можно назвать программы летнего чтения, которые разрабатывают очень многие центральные районные и детские библиотеки и Омской области и других регионов России.

В частности, я бы хотела вас познакомить с опытом работы муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга. Ежегодно, с 1995 г. библиотеки города предоставляют возможность юным читателям расширить границы своего летнего отдыха, не уезжая далеко от дома, провести каникулы весело, не скучать даже в ненастные дни, узнать много интересного и стать победителями творческих конкурсов. Разработчики программ детям любого возраста предложили на выбор «Летнее приклюЧтение», «Игру в классики», «Сто лучших книг». В 2007 году девизом программы летнего чтения «Лето в рифмах» стали слова: «Собери стихи в корзинку!»

Солнечное поэтическое настроение, навеянное игрой звуков, слов и образов, вдохновляло и заставляло многих ребят принимать участие в творческих конкурсах и весёлом стихотворчестве. Например: «слёту» сочинить стишок и записать его буквально налету, стать переводчиком с «чепуховского», автором «поэтической икебаны» или представить свой оригинальный экспонат на празднике «Ярмарка летних стихов». Программа оформлена вот в сборник, в котором очень много весёлых и интересных заданий, направленных на развитие творческих способностей детей. Ну вот, например, такое «Сосчитай, сколько букв «Ж» в Жужжащих стихах Андрея Усачёва»:

Встретил я в лесу ежа.

Ёж лежал в лесу, ЖУЖЖА.

Я спросил ежа:- Скажите,

Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: - Я не жужжу,

После ужина лежу

Я на ужин съел ужа,

Может, он лежит, жужжа.

Я сказал ужу: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

Уж в ответ: - Я не жужжу,

После ужина лежу

Жабу съел я у болота,

Может, ей жужжать охота.

Жабе я кричу: - Скажите

Отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула ужу:

И совсем я не жужжу.

Проглотила я жука,

Жук жужжит наверняка

Все кричат жуку: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

- Ну, жужжу, ответил жук. –

Иждаю нормальный жвук…

Я всегда, когда лежу,

После ужина жужжу!

И таких заданий – целый сборник.

Теперь давайте более подробно рассмотрим характер целевой задачи проекта

Итак, пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Пилотный проект позволит вам уменьшить затраты и ускорить полномасштабное внедрение. Пилотный проект проводится в ограниченном масштабе, продолжительность его не более 30 дней.

Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.

Инновационный проект – это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.

Маркетинговый проект – это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.

Стратегический проект – это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.

Организационный проект – направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.

Партнёрский проект – это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.

Экономический проект – имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).

Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.

Социальный проект - направлен на улучшение жизни определенной категории людей.

Культурно-досуговый проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно-досуговых зрелищных мероприятий, литературно-музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.

Проект повышения квалификации – направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.

Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.

(скачать полный текст)

Страницы   1 2