Проектная деятельность библиотек
Примером монопроекта может служить разработанный в 2010 году БУК «Областная библиотека для детей и юношества проект «Апельсиновые окна». Целью проекта стало создание привлекательного образа библиотеки.
В задачи этого проекта входит:
- расширение информационного пространства библиотеки;
- использование особенностей помещения;
- привлечение к библиотеке внимания населения, пользователей и партнеров;
- внесение своего штриха в социально-творческий пейзаж территории.
Основным содержанием проекта является оформление витринных окон первого этажа библиотеки, выходящих на центральную городскую магистраль. В окнах библиотеки экспонируются творческие работы детей и подростков – при участии партнерских организаций; размещается информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и читателях.
Монопроекты могут иметь и более узкий целевой масштаб.
В 2007 году в Центральной детской библиотеке Большереченского муниципального района был разработан проект, рассчитанный на 2007 – 2010 гг. «Ты не один в этом мире», направленный на организацию качественного библиотечного обслуживания детей-инвалидов. Библиотекари сотрудничают с социальными педагогами Центра реабилитации и родителями детей с ограниченными возможностями. Устраивают театрализованные представления, экскурсии по библиотеке, проводят утренники и беседы. В дальнейших планах проекта: выставки-хобби детей с ограниченными возможностями, вечера-встречи с талантливыми жителями посёлка, подготовка мини-спектаклей силами детей.
Малые проекты чаще всего используются в районных и поселковых библиотеках. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном муниципальном районе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения - от одного месяца до года.
Примером малого проекта является партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!», разработанный областной библиотекой для детей и юношества в 2010 году и реализуемый совместно с отделом № 1 Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области в Советском административном округе города Омска.
Целью Проекта является содействие воспитанию патриотизма и гражданственности, социализация молодежи.
Задачи Проекта:
- популяризация и продвижение правовых знаний в среде молодежи, в том числе знаний о правах и обязанностях гражданина России, символах государственности России;
- возрождение традиции торжественного вручения паспортов 14-летним гражданам;
- формирование у молодежи мотивации на социально значимую деятельность;
- популяризация и продвижение книги и чтения в среде молодежи;
- увеличение основных показателей деятельности БУК «Областная библиотека для детей и юношества»: количество пользователей; количества посещений;
- расширение партнерских связей БУК «Областная библиотека для детей и юношества»;
- формирование позитивного образа библиотеки как открытого учреждения;
- формирование позитивного образа территориального органа исполнительной власти.
Ещё одним ярким примером малых проектов можно назвать программы летнего чтения, которые разрабатывают очень многие центральные районные и детские библиотеки и Омской области и других регионов России.
В частности, я бы хотела вас познакомить с опытом работы муниципального объединения библиотек города Екатеринбурга. Ежегодно, с 1995 г. библиотеки города предоставляют возможность юным читателям расширить границы своего летнего отдыха, не уезжая далеко от дома, провести каникулы весело, не скучать даже в ненастные дни, узнать много интересного и стать победителями творческих конкурсов. Разработчики программ детям любого возраста предложили на выбор «Летнее приклюЧтение», «Игру в классики», «Сто лучших книг». В 2007 году девизом программы летнего чтения «Лето в рифмах» стали слова: «Собери стихи в корзинку!»
Солнечное поэтическое настроение, навеянное игрой звуков, слов и образов, вдохновляло и заставляло многих ребят принимать участие в творческих конкурсах и весёлом стихотворчестве. Например: «слёту» сочинить стишок и записать его буквально налету, стать переводчиком с «чепуховского», автором «поэтической икебаны» или представить свой оригинальный экспонат на празднике «Ярмарка летних стихов». Программа оформлена вот в сборник, в котором очень много весёлых и интересных заданий, направленных на развитие творческих способностей детей. Ну вот, например, такое «Сосчитай, сколько букв «Ж» в Жужжащих стихах Андрея Усачёва»:
Встретил я в лесу ежа.
Ёж лежал в лесу, ЖУЖЖА.
Я спросил ежа:- Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: - Я не жужжу,
После ужина лежу
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит, жужжа.
Я сказал ужу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу
Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.
Жабе я кричу: - Скажите
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула ужу:
И совсем я не жужжу.
Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка
Все кричат жуку: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
- Ну, жужжу, ответил жук. –
Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!
И таких заданий – целый сборник.
Теперь давайте более подробно рассмотрим характер целевой задачи проекта
Итак, пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Пилотный проект позволит вам уменьшить затраты и ускорить полномасштабное внедрение. Пилотный проект проводится в ограниченном масштабе, продолжительность его не более 30 дней.
Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей.
Инновационный проект – это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.
Маркетинговый проект – это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью.
Стратегический проект – это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.
Организационный проект – направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.
Партнёрский проект – это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.
Экономический проект – имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).
Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.
Социальный проект - направлен на улучшение жизни определенной категории людей.
Культурно-досуговый проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно-досуговых зрелищных мероприятий, литературно-музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.
Проект повышения квалификации – направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.
Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.