Проектная деятельность библиотек
З.П. Гурьян, заведующая сектором развития
детского и молодёжного чтения организационно-методического отдела БУК
«Областная библиотека для детей и юношества»
Страницы 1 2
За последнее десятилетие в России произошёл ряд социальных и экономических изменений. Принят 131 Федеральный
Закон «О принципах местного самоуправления». Жизнь диктует нам новые правила:
усложняется деятельность библиотек, разрабатываются новые подходы в их
управлении.
В этих условиях одним из эффективных
направлений библиотечной деятельности является разработка проектов и программ.
Прошло более десяти лет с начала
реального использования этой новой для России концепции.
Однако,
несмотря, на то что практика разработки проектов и программ доказала её высокую
эффективность, в настоящее время в библиотечном деле она носит во многом
стихийный характер. В связи с этим проектная деятельность библиотек
ограничивается реализацией отдельных элементов данного направления.
Давайте разберём, что же
понимается под понятием проектное управление, и как оно появилось в нашей
стране?
Появлению
проектного управления, способствовали ликвидация в России планово-распределительной
системы, формирование правового регулирования, децентрализация управления;
изменения, происшедшие в психологии управленцев, и, конечно, развитие
компьютерных технологий.
Применительно к библиотечному делу проектное
управление - это «искусство руководства усилиями людей по использованию ресурсов с
применением достижений современной науки информационных технологий для успешного осуществления целей проекта по
результатам, стоимости, времени и качеству».
Сегодня существует множество определений понятия «проект». В библиотечном деле проектом можно назвать «совокупность мероприятий, направленных на
достижение определенной, четко структурированной цели».
Надо сказать, что существует некоторая
путаница в терминах «проект» и «программа» и довольно часто эти понятия употребляются как синонимы а, скажем, «программа»
именуется концепцией, и наоборот. Происходит либо сужение понятия, отсюда
появляются всем нам так знакомые «программы летнего чтения», либо расширение, и
тогда мегапроектом может называться комплексная программа.
Давайте
рассмотрим эти понятия. Что такое концепция? Существует много определений этого термина. Применительно к библиотечному делу концепция -
план развития библиотеки, её роли в структуре социальных институтов конкретного региона, методах и
средствах улучшения их деятельности.Концепция составляет основу долгосрочной
политики библиотечного развития региона. Это некая идеальная модель, выходящая за обычные пятилетние
рамки перспективного планирования и создаваемая с учетом имеющихся ресурсов.
Программа - это
документ, который включает цикл мероприятий или ряд проектов по приоритетным
направлениям развития библиотек, увязанных по срокам реализации, ресурсам,
исполнителям, и имеет тот или иной статус. Таким образом, в программах
формулируются конкретные задачи и определяются ресурсы, необходимые для их
осуществления.
Итак, теперь мы
с вами знаем, что концепция – это понятие более широкого масштаба. Программа
включает цикл мероприятий, а проект это чёткий план для достижения определённой
цели.
Известно, что планирование деятельности – это
важная часть управления библиотекой. Кроме стратегического планирования,
библиотеки занимаются долгосрочным и тактическим планированием конкретных
направлений своей деятельности. Вот на этом уровне и применяется проектный
подход, который мы с вами рассмотрим. Сначала я расскажу вам о различных видах
классификации проектов, об их типах, масштабах, уровнях с приведением примеров.
Затем, мы рассмотрим основные этапы разработки проекта. И, наконец, на
практическом занятии вы попытаетесь самостоятельно разработать проект.
Проектная деятельность
библиотек осуществляется за счёт собственных средств и привлечения
дополнительного финансирования. Источниками последнего являются органы местного
самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся
благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для
реализации проектов.
Существуют различные виды
классификации проектов. Например, по масштабам их можно рассматривать как межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и
региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные,
проекты в рамках одной библиотеки. Кроме того,они подразделяются на
монопроекты (для одной библиотеки), мультипроекты (для нескольких библиотек),
мегапроекты (для библиотек определённого региона).
В отечественных изданиях по управлению проектами нет единого определения понятия «мегапроект». Но библиотечной
деятельности наиболее соответствовало бы определение исследователей в области библиотековедения В.В. Иванова и А.В.
Бельца: «Мегапроектами называются комплексные и специализированные программы, имеющие единую
цель и содержащие множество взаимосвязанных разнородных проектов».
Следовательно,
мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на
различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно и мультипроектов.
Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей
культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга.
Эти проекты объединены в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и
сроками реализации.
В библиотеках России мегапроекгы для библиотек разрабатываются
на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном),
республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекгы обладают:
• высокой стоимостью;
• трудоемкостью;
• длительностью реализации;
• отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;
• влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.
Мегапроект обычно затрагивает
интересы значительной части населения региона, требует тщательной подготовки, специальных методов координации и
управления при его осуществлении.
Классическим примером мегапроекта может служить проект 1998
года «Пушкинская библиотека», инициированный Институтом «Открытое
общество» (фонд Сороса) и рассчитанный на 3 года.
Данный проект обладал масштабностью. Например,
только в первый год (1998) фонд Сороса выделил на его реализацию 20
млн. долларов, а участниками проекта стали библиотеки из 83 субъектов РФ.
Многие библиотеки нашей области стали участниками
этого мегапроекта и благодаря ему смогли получить необходимую литературу по
разным отраслям знаний, а также справочники, детскую и художественную литературу.
Примером локального мегапроекта областного уровня можно
назвать областную целевую программу «Библиотека - XXI век». Сроки реализации программы 2005 –
2007 годы. Целями этой программы стали:
-
информатизация центральных районных библиотек муниципальных районов Омской
области;
-
организация широкого доступа населения Омской области к информационным ресурсам
крупнейших библиотек в Омской области и информационным ресурсам сети Интернет.
До 2005
года библиотеки районных централизованных библиотечных систем фактически не
были автоматизированы, что и обусловило создание данной программы, которая
реализовалась за счёт средств областного бюджета.
К мулътипроектам
относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения
внешней среды. Такой тип программного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.
Следует
подчеркнуть, что мультипроекты играют важную роль в развитии библиотечного дела на региональном
уровне. Реализуя их, библиотека взаимодействует с различными культурными
сообществами, образовательными и информационными учреждениями, то есть участвует в едином процессе формирования культурной среды региона. В
пример можно привести разработанный в 2009 году областной библиотекой для детей
и юношества информационно-просветительский проект «Площадка. Руками –
трогать!», который получил диплом всероссийского конкурса «Свершения и мечты молодых библиотекарей России - 2009»
в номинации «СВЕРШЕНИЯ» – реализованные проекты. Целью проекта стало привлечение
внимания потенциальных пользователей, инвесторов и партнеров к деятельности, ресурсам, услугам, проектам
библиотеки; обеспечение повышения уровня доступности информационных ресурсов и услуг библиотеки.
А главным итогом
реализации проекта стало расширение информационного пространства библиотеки и
сферы общения с потенциальными пользователями, приобретение молодыми
библиотечными специалистами опыта работы в пространстве масштабного регионального мероприятия.
Ещё
одним примером мультипроекта может послужить долгосрочный партнёрский
информационно-просветительский проект творческой лаборатории Министерства
сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Областной библиотеки для
детей и юношества «Детская сельхозакадемия». В 2009 году проект был
реализован в торгово-выставочном комплексе «Континент - 2» в рамках Сибирской
агропромышленной недели; участниками были дети и их родители. А в 2010 году
проект реализовывался на открытой площадке в рамках сельскохозяйственной
выставки Агро-Омск 2010.
Третий
класс проектов составляют монопроекты, осуществляемые на уровне
одной библиотеки, имеющие конкретную цель, определенные нормы финансирования,
ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание. Монопроекты
в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и не требуют для достижения своих
целей формирования других проектов. В них отражен определённый круг задач и
применяются традиционные методы и средства управления созданием таких
программных документов. Их реализация требует формирования единой проектной команды.
В зависимости от цели монопроекты
делятся на организационные, инновационные, управленческие,
исследовательские, технические, экономические, социальные и смешанные.
Страницы 1 2