Проектная деятельность библиотек
З.П. Гурьян, заведующая сектором развития
детского и молодёжного чтения организационно-методического отдела БУК
«Областная библиотека для детей и юношества»
За последнее десятилетие в России произошёл ряд социальных и экономических изменений. Принят 131 Федеральный Закон «О принципах местного самоуправления». Жизнь диктует нам новые правила: усложняется деятельность библиотек, разрабатываются новые подходы в их управлении.
В этих условиях одним из эффективных направлений библиотечной деятельности является разработка проектов и программ.
Прошло более десяти лет с начала реального использования этой новой для России концепции.
Однако, несмотря, на то что практика разработки проектов и программ доказала её высокую эффективность, в настоящее время в библиотечном деле она носит во многом стихийный характер. В связи с этим проектная деятельность библиотек ограничивается реализацией отдельных элементов данного направления.
Давайте разберём, что же понимается под понятием проектное управление, и как оно появилось в нашей стране?
Появлению проектного управления, способствовали ликвидация в России планово-распределительной системы, формирование правового регулирования, децентрализация управления; изменения, происшедшие в психологии управленцев, и, конечно, развитие компьютерных технологий.
Применительно к библиотечному делу проектное управление - это «искусство руководства усилиями людей по использованию ресурсов с применением достижений современной науки информационных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и качеству».
Сегодня существует множество определений понятия «проект». В библиотечном деле проектом можно назвать «совокупность мероприятий, направленных на достижение определенной, четко структурированной цели».
Надо сказать, что существует некоторая путаница в терминах «проект» и «программа» и довольно часто эти понятия употребляются как синонимы а, скажем, «программа» именуется концепцией, и наоборот. Происходит либо сужение понятия, отсюда появляются всем нам так знакомые «программы летнего чтения», либо расширение, и тогда мегапроектом может называться комплексная программа.
Давайте рассмотрим эти понятия. Что такое концепция? Существует много определений этого термина. Применительно к библиотечному делу концепция - план развития библиотеки, её роли в структуре социальных институтов конкретного региона, методах и средствах улучшения их деятельности.Концепция составляет основу долгосрочной политики библиотечного развития региона. Это некая идеальная модель, выходящая за обычные пятилетние рамки перспективного планирования и создаваемая с учетом имеющихся ресурсов.
Программа - это документ, который включает цикл мероприятий или ряд проектов по приоритетным направлениям развития библиотек, увязанных по срокам реализации, ресурсам, исполнителям, и имеет тот или иной статус. Таким образом, в программах формулируются конкретные задачи и определяются ресурсы, необходимые для их осуществления.
Итак, теперь мы с вами знаем, что концепция – это понятие более широкого масштаба. Программа включает цикл мероприятий, а проект это чёткий план для достижения определённой цели.
Известно, что планирование деятельности – это важная часть управления библиотекой. Кроме стратегического планирования, библиотеки занимаются долгосрочным и тактическим планированием конкретных направлений своей деятельности. Вот на этом уровне и применяется проектный подход, который мы с вами рассмотрим. Сначала я расскажу вам о различных видах классификации проектов, об их типах, масштабах, уровнях с приведением примеров. Затем, мы рассмотрим основные этапы разработки проекта. И, наконец, на практическом занятии вы попытаетесь самостоятельно разработать проект.
Проектная деятельность библиотек осуществляется за счёт собственных средств и привлечения дополнительного финансирования. Источниками последнего являются органы местного самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации проектов.
Существуют различные виды классификации проектов. Например, по масштабам их можно рассматривать как межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты в рамках одной библиотеки. Кроме того,они подразделяются на монопроекты (для одной библиотеки), мультипроекты (для нескольких библиотек), мегапроекты (для библиотек определённого региона).
В отечественных изданиях по управлению проектами нет единого определения понятия «мегапроект». Но библиотечной деятельности наиболее соответствовало бы определение исследователей в области библиотековедения В.В. Иванова и А.В. Бельца: «Мегапроектами называются комплексные и специализированные программы, имеющие единую цель и содержащие множество взаимосвязанных разнородных проектов».
Следовательно, мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты объединены в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации.
В библиотеках России мегапроекгы для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекгы обладают:
• высокой стоимостью;
• трудоемкостью;
• длительностью реализации;
• отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;
• влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.
Мегапроект обычно затрагивает интересы значительной части населения региона, требует тщательной подготовки, специальных методов координации и управления при его осуществлении.
Классическим примером мегапроекта может служить проект 1998 года «Пушкинская библиотека», инициированный Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса) и рассчитанный на 3 года.
Данный проект обладал масштабностью. Например, только в первый год (1998) фонд Сороса выделил на его реализацию 20 млн. долларов, а участниками проекта стали библиотеки из 83 субъектов РФ.
Многие библиотеки нашей области стали участниками этого мегапроекта и благодаря ему смогли получить необходимую литературу по разным отраслям знаний, а также справочники, детскую и художественную литературу.
Примером локального мегапроекта областного уровня можно назвать областную целевую программу «Библиотека - XXI век». Сроки реализации программы 2005 – 2007 годы. Целями этой программы стали:
- информатизация центральных районных библиотек муниципальных районов Омской области;
- организация широкого доступа населения Омской области к информационным ресурсам крупнейших библиотек в Омской области и информационным ресурсам сети Интернет.
До 2005 года библиотеки районных централизованных библиотечных систем фактически не были автоматизированы, что и обусловило создание данной программы, которая реализовалась за счёт средств областного бюджета.
К мулътипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды. Такой тип программного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.
Следует подчеркнуть, что мультипроекты играют важную роль в развитии библиотечного дела на региональном уровне. Реализуя их, библиотека взаимодействует с различными культурными сообществами, образовательными и информационными учреждениями, то есть участвует в едином процессе формирования культурной среды региона. В пример можно привести разработанный в 2009 году областной библиотекой для детей и юношества информационно-просветительский проект «Площадка. Руками – трогать!», который получил диплом всероссийского конкурса «Свершения и мечты молодых библиотекарей России - 2009» в номинации «СВЕРШЕНИЯ» – реализованные проекты. Целью проекта стало привлечение внимания потенциальных пользователей, инвесторов и партнеров к деятельности, ресурсам, услугам, проектам библиотеки; обеспечение повышения уровня доступности информационных ресурсов и услуг библиотеки.
А главным итогом реализации проекта стало расширение информационного пространства библиотеки и сферы общения с потенциальными пользователями, приобретение молодыми библиотечными специалистами опыта работы в пространстве масштабного регионального мероприятия.
Ещё одним примером мультипроекта может послужить долгосрочный партнёрский информационно-просветительский проект творческой лаборатории Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Областной библиотеки для детей и юношества «Детская сельхозакадемия». В 2009 году проект был реализован в торгово-выставочном комплексе «Континент - 2» в рамках Сибирской агропромышленной недели; участниками были дети и их родители. А в 2010 году проект реализовывался на открытой площадке в рамках сельскохозяйственной выставки Агро-Омск 2010.
Третий класс проектов составляют монопроекты, осуществляемые на уровне одной библиотеки, имеющие конкретную цель, определенные нормы финансирования, ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и не требуют для достижения своих целей формирования других проектов. В них отражен определённый круг задач и применяются традиционные методы и средства управления созданием таких программных документов. Их реализация требует формирования единой проектной команды.
В зависимости от цели монопроекты делятся на организационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и смешанные.