График работы
Педагогам, воспитателям, родителям
Партнеры
Министерство культуры Омской области

Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина

Бюджетное учреждение города Омска «Омские муниципальные библиотеки»

Бюджетное учреждение культуры «Омская областная библиотека для слепых»

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Национальная электронная библиотека

Национальная электронная детская библиотека

Веб-ландия

Папмамбук

Wiki-SibiriaDa
Социальный информационно-просветительский проект «Современный русский»

Российская государственная детская библиотека

Российская государственная библиотека для молодежи

Российская библиотечная ассоциация

  • 16.01.2018

    В Усть-Ишимской детской библиотеке действует книжная выставка-кроссворд «Старые волшебные сказки», оформленная к 390-летию Шарля Перро.

    Для того, чтобы ответить на вопросы книжного кроссворда, ребятам необходимо прочитать книжки с выставки.

  • 16.01.2018

    В Центральной детской библиотеке города Исилькуля состоялось литературное знакомство с творчеством детского писателя Тима Собакина. Тим Собакин – это творческий псевдоним, настоящее имя писателя – Андрей Викторович Иванов.

  • 15.01.2018

    Украшением Саргатской детской библиотеки в новогодние каникулы стали не только снежинки, гирлянды и мишура, но и весёлые лица читателей, их радостное настроение.

  • 15.01.2018

    В сентябре прошлого года активные читательницы Саргатской детской библиотеки стали участницами конкурса «Читающая Россия», который уже несколько лет объявляет московский благотворительный фонд «Созидание».

  • 12.01.2018

    Учащиеся 1 класса Черлакской муниципальной гимназии побывали на экскурсии «Книжки с нами говорят» в Черлакской детской библиотеке.

Поиск по сайту
Детские библиотеки на карте Омской области






КОЛЛЕГАМ » КОНСУЛЬТАЦИИ

Проектная деятельность библиотек

З.П. Гурьян, заведующая сектором развития детского и молодёжного чтения организационно-методического отдела БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Страницы  1 2 


За последнее десятилетие в России произошёл ряд социальных и экономических изменений. Принят 131 Федеральный Закон «О принципах местного самоуправления». Жизнь диктует нам новые правила: усложняется деятельность библиотек, разрабатываются новые подходы в их управлении.

В этих условиях одним из эффективных направлений библиотечной деятельности является разработка проектов и программ.

Прошло более десяти лет с начала реального использования этой новой для России концепции.

Однако, несмотря, на то что практика разработки проектов и программ доказала её высокую эффективность, в настоящее время в библиотечном деле она носит во многом стихийный характер. В связи с этим проектная деятельность библиотек ограничивается реализацией отдельных элементов данного направления.

Давайте разберём, что же понимается под понятием проектное управление, и как оно появилось в нашей стране?

Появлению проектного управления, способствовали ликвидация в России планово-распределительной системы, формирование правового регулирования, децентрализация управления; изменения, происшедшие в психологии управленцев, и, конечно, развитие компьютерных технологий.

Применительно к библиотечному делу проектное управление - это «искусство руководства усилиями людей по использованию ресурсов с применением достижений современной науки информационных технологий для успешного осуществления целей проекта по результатам, стоимости, времени и качеству».

Сегодня существует множество определений понятия «проект». В библиотечном деле проектом можно назвать «совокупность мероприятий, направленных на достижение определенной, четко структурированной цели».

Надо сказать, что существует некоторая путаница в терминах «проект» и «программа» и довольно часто эти понятия употребляются как синонимы а, скажем, «программа» именуется концепцией, и наоборот. Происходит либо сужение понятия, отсюда появляются всем нам так знакомые «программы летнего чтения», либо расширение, и тогда мегапроектом может называться комплексная программа.

Давайте рассмотрим эти понятия. Что такое концепция? Существует много определений этого термина. Применительно к библиотечному делу концепция - план развития библиотеки, её роли в структуре социальных институтов конкретного региона, методах и средствах улучшения их деятельности.Концепция составляет основу долгосрочной политики библиотечного развития региона. Это некая идеальная модель, выходящая за обычные пятилетние рамки перспективного планирования и создаваемая с учетом имеющихся ресурсов.

Программа - это документ, который включает цикл мероприятий или ряд проектов по приоритетным направлениям развития библиотек, увязанных по срокам реализации, ресурсам, исполнителям, и имеет тот или иной статус. Таким образом, в программах формулируются конкретные задачи и определяются ресурсы, необходимые для их осуществления.

Итак, теперь мы с вами знаем, что концепция – это понятие более широкого масштаба. Программа включает цикл мероприятий, а проект это чёткий план для достижения определённой цели.

Известно, что планирование деятельности – это важная часть управления библиотекой. Кроме стратегического планирования, библиотеки занимаются долгосрочным и тактическим планированием конкретных направлений своей деятельности. Вот на этом уровне и применяется проектный подход, который мы с вами рассмотрим. Сначала я расскажу вам о различных видах классификации проектов, об их типах, масштабах, уровнях с приведением примеров. Затем, мы рассмотрим основные этапы разработки проекта. И, наконец, на практическом занятии вы попытаетесь самостоятельно разработать проект.

Проектная деятельность библиотек осуществляется за счёт собственных средств и привлечения дополнительного финансирования. Источниками последнего являются органы местного самоуправления, а также многочисленные организации и фонды, занимающиеся благотворительной деятельностью и выделяющие гранты (денежные суммы) для реализации проектов.

Существуют различные виды классификации проектов. Например, по масштабам их можно рассматривать как межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты в рамках одной библиотеки. Кроме того,они подразделяются на монопроекты (для одной библиотеки), мультипроекты (для нескольких библиотек), мегапроекты (для библиотек определённого региона).

В отечественных изданиях по управлению проектами нет единого определения понятия «мегапроект». Но библиотечной деятельности наиболее соответствовало бы определение исследователей в области библиотековедения В.В. Иванова и А.В. Бельца: «Мегапроектами называются комплексные и специализированные программы, имеющие единую цель и содержащие множество взаимосвязанных разнородных проектов».

Следовательно, мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты объединены в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации.

В библиотеках России мегапроекгы для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекгы обладают:

       высокой стоимостью;

       трудоемкостью;

       длительностью реализации;

       отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

       влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.

Мегапроект обычно затрагивает интересы значительной части населения региона, требует тщательной подготовки, специальных методов координации и управления при его осуществлении.

Классическим примером мегапроекта может служить проект 1998 года «Пушкинская библиотека», инициированный Институтом «Открытое общество» (фонд Сороса) и рассчитанный на 3 года.

Данный проект обладал масштабностью. Например, только в первый год (1998) фонд Сороса выделил на его реализацию 20 млн. долларов, а участниками проекта стали библиотеки из 83 субъектов РФ.

Многие библиотеки нашей области стали участниками этого мегапроекта и благодаря ему смогли получить необходимую литературу по разным отраслям знаний, а также справочники, детскую и художественную литературу.

Примером локального мегапроекта областного уровня можно назвать областную целевую программу «Библиотека - XXI век». Сроки реализации программы 2005 – 2007 годы. Целями этой программы стали:

- информатизация центральных районных библиотек муниципальных районов Омской области;

- организация широкого доступа населения Омской области к информационным ресурсам крупнейших библиотек в Омской области и информационным ресурсам сети Интернет.

До 2005 года библиотеки районных централизованных библиотечных систем фактически не были автоматизированы, что и обусловило создание данной программы, которая реализовалась за счёт средств областного бюджета.

К мулътипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды. Такой тип программного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.

Следует подчеркнуть, что мультипроекты играют важную роль в развитии библиотечного дела на региональном уровне. Реализуя их, библиотека взаимодействует с различными культурными сообществами, образовательными и информационными учреждениями, то есть участвует в едином процессе формирования культурной среды региона. В пример можно привести разработанный в 2009 году областной библиотекой для детей и юношества информационно-просветительский проект «Площадка. Руками – трогать!», который получил диплом всероссийского конкурса «Свершения и мечты молодых библиотекарей России - 2009» в номинации «СВЕРШЕНИЯ» – реализованные проекты. Целью проекта стало привлечение внимания потенциальных пользователей, инвесторов и партнеров к деятельности, ресурсам, услугам, проектам библиотеки; обеспечение повышения уровня доступности информационных ресурсов и услуг библиотеки.

А главным итогом реализации проекта стало расширение информационного пространства библиотеки и сферы общения с потенциальными пользователями, приобретение молодыми библиотечными специалистами опыта работы в пространстве масштабного регионального мероприятия.

Ещё одним примером мультипроекта может послужить долгосрочный партнёрский информационно-просветительский проект творческой лаборатории Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Областной библиотеки для детей и юношества «Детская сельхозакадемия». В 2009 году проект был реализован в торгово-выставочном комплексе «Континент - 2» в рамках Сибирской агропромышленной недели; участниками были дети и их родители. А в 2010 году проект реализовывался на открытой площадке в рамках сельскохозяйственной выставки Агро-Омск 2010.

Третий класс проектов составляют монопроекты, осуществляемые на уровне одной библиотеки, имеющие конкретную цель, определенные нормы финансирования, ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и не требуют для достижения своих целей формирования других проектов. В них отражен определённый круг задач и применяются традиционные методы и средства управления созданием таких программных документов. Их реализация требует формирования единой проектной команды.

В зависимости от цели монопроекты делятся на организационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и смешанные.

Страницы  1 2