Патриот. Гражданин. Читатель:
патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке
З.П. Гурьян,
заведующий организационно-методическим отделом
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»
Страницы 1 2
«Патриотическое воспитание детей и молодёжи имеет в наши дни не меньшее значение, чем ядерный щит страны», – это слова Инессы Николаевны Тимофеевой, старшего научного сотрудника методического отдела Российской национальной библиотеки. Сегодня вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Она была утверждена Правительством РФ 30 декабря 2015 года.
Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016–2020 годы дано следующее определение: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России».
Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.
Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.
Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.
Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.
Мероприятия Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы объединены в следующие разделы:
- научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;
- совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;
военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
- развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;
- информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.
Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках патриотического воспитания, можно разделить на восемь основных направлений.
1 Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2 Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
3 Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
4 Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.
5 Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.
6 Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
7 Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
8 Спортивно-героическое воспитание развивает морально-волевые качества, воспитывает силу, ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность, в процессе игры, формирует опыт служения Отечеству и готовность к защите Родины.
В 2017 году Президент РФ В.В. Путин подписал Указ от 06.12.2017 №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)», в связи с этим в библиотечном обслуживании читателей появилось и такое понятие как патриотическое волонтёрство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.
А теперь обратимся к формам библиотечной работы, используемым в патриотическом воспитании детей и молодёжи – это громкие чтения, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, театрализованные представления, беседы, встречи с ветеранами, Дни Памяти, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, заседания клубов, конкурсы и фестивали, акции, научно-практические и читательские конференции. Мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации, виртуальные экскурсии и видеомосты) и др.
Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие сопровождает книжно-иллюстративная выставка (и рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия). Она является основой любого мероприятия. Приведем примеры выставок, которые можно организовать в библиотеке: выставка-рассказ «Русский народ», выставка-портрет «Великие россияне», «Екатерина Великая», «Пётр I – Великий император», выставка-мемориал «Бастионы русской славы», выставка-галерея «Святые для России имена», выставка-панорама «Славные предков деяния» (русские исторические романы), «Свидетельство века» (мемуарная литература: дневники, записки, письма). Интересными могут стать и такие выставки как: «Историческая память народа: из прошлого в будущее», «Корни рода твоего», «Мой народ – моя гордость», «Русь героическая», «Достойные потомки великой страны» и др.
В журнале //Игровая библиотека.–2017.–№12 на страницах 40-53 предлагается виртуальное путешествие по страницам истории России. Это уникальная авторская разработка, включающая методические рекомендации к проведению мероприятия, электронное иллюстративное приложение и инструкцию по работе с ним.
Формирование активной гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». (Лихачёв, Д.С. Земля родная [Текст] /Д.С. Лихачёв.– М., 1983).
Изучению родословной можно посвятить большой цикл мероприятий. Например, провести праздник «Листая страницы старого альбома», конкурсы на лучший рисунок семейного герба, на лучшее знание своей родословной. Интересными для всех присутствующих на таких мероприятиях будут выставки семейных реликвий (старинные игрушки, вышивки, украшения, салфетки), выставки семейного архива (детские рисунки, письма, первые школьные тетрадки, билетики, открытки и т.п.). В период подготовки можно объявить конкурс на лучшее сочинение «Моя родословная». Можно предложить ребятам оформить альбом «История моей семьи». К мероприятию подготовить книжно-иллюстративную выставку «Семья в жизни и творчестве русских писателей». Одним из интересных мероприятий данного цикла может стать тема «Семейные династии». Детям и подросткам можно предложить нарисовать своё генеалогическое древо, и помочь им в этом могут родители, ведь зачастую все знания о корнях своей семьи заканчиваются знаниями о дедушках и бабушках.
Обратим внимание на статью Галины Шеламовой «Чтобы это стало делом семейным», которая была опубликована в журнале //Современная библиотека.-2016.-№8 на страницах 72-75. В статье автор достаточно подробно рассказывает о том, как эффективно построить работу библиотеки по работе с семьей. Даёт рекомендации как выстроить действующую цепочку: библиотека – семья – ребёнок – книга – чтение. Эту статью рекомендуется использовать в работе.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа мероприятий по патриотическому воспитанию, разнообразию форм их проведения, а главное все чаще разрабатываются целые проекты и программы, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.
В этой связи обратим внимание на статью Татьяны Додор в журнале //Библиотека.-2012.-№5 на страницах 43-44. Автор статьи знакомит с разработанным для юношей проектом «Священный долг – защита Отечества», а также о молодежной организации «Ювента», созданной на базе центральной городской библиотеки города Нижнего Тагила.
В воспитании патриотических чувств детей и юношества значительную роль играет краеведение. Краеведение расширяет кругозор, развивает интеллектуальный и творческий потенциал детей и молодёжи. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и слава родного края. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».
На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным. Благодаря краеведению решается важная педагогическая задача – соединение обучения с жизнью. При изучении своей местности у школьников формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для формирования научных понятий и представлений об окружающем мире.
Опытом краеведческой работы в библиотеках Иркутской области делится Наталья Савинская, главный библиотекарь Областной детской библиотеки им. Марка Сергеева на страницах журнала //Современная библиотека.-2017.-9.-С.85-87. В августе 2017 года сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева провели IV областную школу краеведа «Наследие» на базе Хужирской поселковой библиотеки Ольхонского района области. Основная цель мероприятия – формирование единой стратегии развития библиотечного краеведения в детских библиотеках Приангарья.
О краеведении в электронном формате, о создании электронных ресурсов по краеведению рассказывает Татьяна Чернышова в статье «Краеведение в электронном формате» в журнале //Современная библиотека.–2018 .–№5.– С.40-41. Автор подробно знакомит с работой информационно-краеведческого центра «Источник» Центральной городской библиотеки им. Н.С. Клестова-Ангарского. Центр предлагает множество библиотечных услуг по краеведению, занимается исследовательской деятельностью, наполнением библиотечных интернет-ресурсов, оцифровкой газетных материалов, ведет активную просветительскую деятельность.
В последние годы в Калужской области активно развивается историко-краеведческий туризм. Особое место здесь занимают этнографические мини-музеи. Являясь собирателями и хранителями наследия своего края, библиотеки одновременно служат проводниками и популяризаторами народных традиций. Подробнее об этом рассказывает Лада Бархатова, главный библиограф Калужской областной научной библиотеки в журнале //Библиотека.–2018 .–№5.–С.37-42.
В фонде организационно-методического отдела областной библиотеки для детей и юношества есть материал для подготовки и проведения краеведческого вечера-портрета, посвящённого Почётным гражданам города Омска и Омской области. Среди них люди разных профессий, организаторы промышленного и сельскохозяйственного производства, представители интеллигенции. Они вписали в историю Омского Прииртышья яркие строки трудового подвига. (О Петре Будеркине, Нине Бревновой, Иване Подковке и других). Материал называется «Их именами славен наш город», был выпущен в серии «Листая страницы истории», Вып.15.
Кроме того, к 300-летию города Омска выпущено методическое пособие «Омская крепость: вчера, сегодня, завтра». Пособие посвящено истории Омской крепости, содержит исторический экскурс, методические рекомендации по проведению мероприятий об Омской крепости, литературу о ней из фонда областной библиотеки для детей и юношества и список сайтов, на которых можно найти всю информацию о крепости.
Важным и наиболее разработанным направлением патриотического воспитания в библиотеках является историко-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвижению к читателям литературы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Среди форм работы – книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, конкурсы чтецов, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д. Литературно-музыкальную композицию «Война: взгляд через детство» представляют в журнале //Игровая библиотека.-2016.-№1 на страницах 4-17 Лариса Родионова и Илсояр Мусифуллина библиотекарь и преподаватель английского языка из города Когалым (ХМАО - Югра). Мероприятие посвящено юным патриотам – школьникам, что отложив недочитанные книжки и школьные учебники, взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков, партизанскими связными и разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали Победу вместе со взрослыми.
Читателям среднего школьного возраста посвящена беседа-игра «Первым делом, первым делом самолеты…», предложенная Юлией Глушковой, библиотекарем ЦБС г. Миасса из Челябинской области в журнале //Игровая библиотека.-2016.-№4 на страницах 58-75. Автор статьи предлагает в игровой форме познакомить ребят с историей Военно-воздушных сил Российской Федерации от изобретения первого самолета до самых прославленных летчиков-ассов советского времени, в том числе и героев Великой Отечественной войны.
Старшеклассникам адресован интерактивный поэтический спектакль «Хотят ли русские войны», разработанный Николаем Андреевым и напечатанный в журнале //Сценарии и репертуар.–2018.–№2 на страницах 17-28.
О проведении Всероссийской акции «Бессмертная память о войне», о подготовке и этапах проведения акции организованной Волгоградской областной универсальной научной библиотекой участниками которой стали 38 регионов РФ, в том числе и Омская область, которая оказалась в числе самых активных её участников на страницах журнала //Библиотека.– 2017.–№ 4.–С.58-63 подробно рассказывает автор статьи Людмила Ульева, организатор акции. Омская областная библиотека для детей и юношества за участие в проекте награждена благодарственным письмом с формулировкой «За активную поддержку проекта и привлечение наибольшего количества участников в регионе».
Война 1812 года – актуальная тема для проведения патриотических мероприятий. В фонде организационно-методического отдела областной библиотеки для детей и юношества есть сценарии проведения мероприятий, посвящённых событиям и героям войны 1812 года. Например, в журнале «Сценарии и репертуар» в №10 за 2018 год предложен сценарий театрализованной литературно-хореографической композиции «Урок истории» на страницах 83-90. В журнале «Читаем, учимся, играем» за 2018 год №6 на страницах 34-41 предлагается историческая командная игра «Уж постоим мы головою за Родину свою!» Сценарий вечера, посвященный герою войны 1812 года – Денису Давыдову предлагает автор в журнале //Игровая библиотека.-2014.–№4 на страницах 32-53.
Надо сказать, что специалисты библиотек ведут большую работу в отношении возрождения славы русской армии, так например, в библиотеках можно провести часы истории: «С русским воином через века», «Выдающиеся воины России»; викторины, посвященные истории российских наград «За храбрость и мужество», устные журналы, литературные композиции, вечера истории Российского военно-морского флота «Три поля русской славы», «Наука побеждать», «Под Андреевским флагом»; спортивно-исторический турнир «Лихие забавы на Руси» и многое другое.
В работе по историческому просвещению, нам библиотекарям, призваны помочь серии книг. Предлагаю их вспомнить.
Большая и интереснейшая серия издательства «Белый город» – «История России» – предназначена для детей и подростков 8 – 13 лет. Издательство «Белый город», основанное в 1996 году, входит в число 20 крупнейших издательств России. Цель издательства – сохранить русские культурные традиции и передать их потомкам. За многие годы работы оно смогло снискать любовь миллионов читателей и уважение партнеров. Благодаря издательству «Белый город» вновь открыты и опубликованы незаслуженно забытые работы российских историков и мыслителей XIX – начала ХХ века («История города Москвы» И.Е. Забелина, «История искусств» П.П. Гнедича и многие другие). Главными темами издательства «Белый город» являются русская и мировая культура, искусство и история, которые великолепно раскрыты в роскошно оформленных альбомах и иллюстрированных коллекционных и подарочных справочных и энциклопедических изданиях. Особого внимания в ассортименте издательства заслуживают серии для юных читателей, которые знакомят с литературными и художественными шедеврами российских и зарубежных авторов, рассказывая об истории и культуре России. Книги издательства «Белый город» не раз становились лауреатами и победителями на международных выставках и конкурсах.
В фонде областной библиотеки для детей и юношества есть 39 книг данной серии.
Ещё одна серия этого издательства называется «Исторический роман». В ней выходят новые произведения, полностью отвечающие всем требованиям к современной детской книге. Увлекательные тексты на основе точных данных, созданные профессиональными детскими художниками иллюстрации, разнообразные приложения делают каждое издание замечательным подарком детям. В фонде нашей библиотеки есть 3 книги данной серии.
Страницы 1 2