Патриот. Гражданин. Читатель:
патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке
З.П. Гурьян,
заведующий организационно-методическим отделом
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»
Страницы 1 2
Серия «Исторические сенсации». Книги этой серии представляют уникальные материалы, позволяющие по-новому взглянуть на основных «режиссеров мирового политического театра», историю Третьего рейха, роль европейских стран и СССР во Второй мировой войне, дают возможность полистать её неизвестные страницы.
Петербургское издательство «Альфарет» выпускает коллекции книг по истории России «Русская историческая библиотека, «Русская военно-историческая библиотека». Всесторонняя и углубленная разработка проекта Русская военно-историческая библиотека сопровождается выпуском репринтов книг, справочников, сборников документов, связанных с историей русской императорской армии, исследований по истории полков, военных учебных заведений, по истории обмундирования и вооружения.
Военное издательство Министерства обороны Российской Федерации - одно из старейших и крупнейших в России государственных издательств. Сокращенное название ВоенИздат. В настоящее время издательство выпускает грифованную служебную литературу для нужд Министерства обороны, заказную печатную продукцию для других министерств и ведомств, общественных организаций и частных лиц, а также собственные издания книг и плакатов. Библиотекарям будут интересны серии книг этого издательства «Путь русского офицера», «Военные мемуары», «Русские полководцы», «Полки Русской армии», которые можно рекомендовать читателям.
Издательство: АСТ, Астрель-СПб издаёт серию «Историческая фантастика. Серия в 27 книгах, в неё отбираются лучшие произведения российских фантастов, пишущих в жанре исторической фантастики. В нашей библиотеке есть книга Александра Мазина «Викинг».
Цель издательства «Вече», созданного в 1991 году, – сохранить ценности русской культуры, ярко и полноценно отображая великую историю нашей страны. Визитной карточкой издательства стала историческая литература, не имеющая аналогов в России. На сегодняшний день «Вече» считается ведущим издательством в исторической тематике. Перешагнув 100 миллионный рубеж изданных книг, портфолио издательства насчитывает почти двенадцать тысяч названий и 50 различных серий, среди которых нам библиотекарям будут полезны: «Сто великих» (вышла уже сотая книга серии), «1418 дней Великой Войны», «Военные мемуары», «Гордость Отечества» и др.
Вспомним ещё и о таких сериях как: Военно-историческая серия «Солдатъ», «Военные мемуары», «Всемирная история в романах», серия исторических книг «Живая история: Повседневная жизнь человечества».
Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689 - 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, классиков «Серебряного» и «Золотого века», русских меценатов, защитников Отечества все это дает детям и подросткам представление о патриоте, носителе передовой идеи. В периодических изданиях организационно-методического отдела Омской областной библиотеки для детей и юношества есть сценарии мероприятий, посвященные историческим личностям. Например, о полководце, русском князе Александре Невском //Читаем, учимся, играем.–2016.–№2.–С.51-55. Час истории, посвященный народным героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.–2017.–№8. С.18-21. Классный час «Любовью к Отчизне и вере горя» о подвиге русского национального героя Ивана Сусанина //Читаем, учимся, играем.–2017.–№12.–С.70-74. Познавательная программа о литературном наследии полководца А.В. Суворова //Читаем, учимся, играем.–2017.–№ 6.–С.45-49. Сценарий познавательного мероприятия, рассказывающего о русском-ученом энциклопедисте и поэте М.В. Ломоносове //Читаем, учимся, играем.–2016.–№4.–С71-76. Литературная композиция к юбилею Н.М. Карамзина – историка, прозаика, поэта и журналиста с рассказом о его творчестве // Читаем, учимся, играем.–2016.–№9.–С. 52-57 и другие сценарии мероприятий.
Процесс патриотического воспитания в библиотеке предусматривает включение читателей в различные сферы библиотечной деятельности: просветительские и досуговые мероприятия, библиографическое обслуживание. В этой деятельности библиотечные специалисты муниципальных районов Омской области используют разнообразные формы работы. Прежде всего – книжно-иллюстративные выставки, которые привлекают внимание читателей к литературе патриотического содержания.
В 2017 году в рамках месячника оборонно-массовой работы «Учись у героев Отчизну беречь!», организованного в Таврической центральной детской библиотеке экспонировался цикл выставок, посвященный героизму советских людей, защищавших город Сталинград. В течение месяца для читателей библиотеки были подготовлены содержательные обзоры исторической литературы, представленной на выставках «Кто главный герой Отечества», «Защитникам Отечества посвящается…», «Мужество останется в веках».
Интересные мероприятия в рамках Недели юного патриота «Мы помним! Мы гордимся!» проводились в преддверии дня Победы в Кормиловской детской библиотеке. В течение недели читатели знакомились с литературой военной тематики на тематической выставке «Ваш подвиг бессмертен» и с выставкой рисунков учащихся детской школы искусств «А мы с тобой войны не знали».
Выставка, посвящённая 435 годовщине со дня образования Сибирского казачьего войска «Сильны мы казачьей отвагой», подготовленная библиотекарями Тарской центральной районной детской библиотеки знакомила участников фестиваля «Сибирь казачья» с обрядами и традициями казаков, с особенностями костюма, с ролью казаков в истории России. По материалам выставки был проведён обзор «Очерки казачьей отваги».
Наиболее эффективными формами работы библиотекари считают часы истории, уроки мужества, экскурсы в историю. Приведу несколько примеров мероприятий, организованных и проведённых муниципальными библиотеками Омской области. В 2018 году в детских библиотеках Омской области для детей разного возраста проводились мероприятия, посвященные историческим датам: месячники, декады, недели, акции по патриотическому воспитанию.
Многие библиотеки становятся участницами патриотических акций всероссийского масштаба. Вот уже несколько лет библиотеки муниципальных районов Омской области принимают участие в Международной акции «Читаем детям о войне», которую организует Самарская областная детская библиотека. Цель акции – воспитание патриотических чувств у детей на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. В 2018 году акция «Читаем детям о войне» состоялась 4 мая в 175 библиотеках всех 32-х районов Омской области. В день акции в сотнях библиотек страны детям читали книги о войне. В Омской области участниками акции стали 7205 детей.
Особое место в патриотическом воспитании занимает тема Великой Отечественной войны. 73-ю годовщину Великой Победы детские библиотеки Омской области отметили различными мероприятиями для детей. Приведем несколько примеров: акцию «Живое слово о войне» провели сотрудники Колосовской ЦДБ при поддержке Комитета по культуре Колосовского района и Колосовской ЦРБ. Читатели вместе с библиотекарями вышли на сцену прочесть стихи – нежные, трогательные, душевные строчки стихов, прочитанных детьми, разлетались над центральной площадью села.
В Шербакуле провели конкурс юных чтецов «Помним! Славим! Гордимся!».
«Не гаснет памяти огонь…» – под таким названием в Тевризской детской библиотеке состоялась декада памяти, посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Участниками мероприятий, проходивших в рамках декады, стали более 200 человек. Для читателей разного возраста были подготовлены книжные выставки, слайд-экскурсии, вечер славы «Был до Берлина путь далёк», посвящённый тевризянам – участникам Великой Отечественной войны, акция «Дерево памяти», а в акции «Песни военных лет» приняли участие жители поселка разных поколений.
В Тарской центральной районной детской библиотеке для учащихся 3–8 классов состоялся XVIII районный литературно-творческий конкурс чтецов «Чтобы помнили», посвященный Великой Победе над фашистской Германией, а в Кормиловской детской библиотеке – дети стали участниками Недели юного патриота «Спасибо всем, кто воевал, кто мир нам с честью добывал».
В Называевской детской библиотеке организовали презентацию литературно-художественного издания «Бессмертный полк. Омские авторы – Великой Победе». Сборник вышел в серии «Библиотечка альманаха «Тарские ворота» – на средства гранта, представленного администрацией города Омска и включает стихи и прозу омичей.
День памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны 22 июня традиционно отмечают во всех библиотеках Омской области.
В этот день в Усть-Ишимском муниципальным районе, например, состоялся патриотический марафон – единый день чтения «2018 секунд чтения книг о войне». Во всех сельских библиотеках были оформлены книжные выставки, читались вслух книги о Великой Отечественной войне.
Марьяновские школьники были приглашены в детскую библиотеку на урок памяти «Память погибшим, наследство живым», который был посвящён воспоминаниям об участниках Великой Отечественной войны и героях земляках.
Ежегодная патриотическая акция «Свеча памяти» была проведена 22 июня 2018 года в Колосовской центральной детской библиотеке.
Широко отмечался в детских библиотеках Омской области Государственный праздник День России. Дети стали участниками мероприятий, посвященных истории нашего государства, государственной символике. В качестве примера можно привести историко-познавательный час «Берёзовая Русь» в Крутинской ЦДБ, познавательно-игровой час «Я горжусь тобой, Россия!» в Одесской ЦДБ, исторический экскурс «Вместе мы большая сила, вместе мы страна Россия» в Кормиловской ЦДБ, патриотическую игру «Россией гордимся, России – верны!» в Тюкалинской ЦДБ.
В детских библиотеках Омской области приобщают читателей к краеведению, привлекают внимание к истории родного поселка, села, города, к жизни и деятельности земляков.
Так в Тарской центральной районной детской библиотеке реализуется культурно-просветительский проект «Град богохранимый», который стал одним из победителей конкурса малых грантов «Православная инициатива – 2018», в Кормиловской детской библиотеке для ребят из оздоровительного лагеря провели День краелюбия, а Тевризская детская библиотека организовала районный конкурс литературно-краеведческих эссе «Народы Сибири».
Омская областная библиотека для детей и юношества в рамках мероприятий по патриотическому воспитанию организовала в 2018 году областной конкурс литературно-краеведческих эссе «Народы России» – для детей 8 – 14 лет. Конкурс посвящен Году единства российской нации. В 47-и конкурсных работах дети пишут о традициях, обрядах и обычаях разных народов России. Создавая конкурсные работы, дети обратились и к истории своей семьи, и к национальным обычаям народов, живущих на территории нашей огромной страны. Цель конкурса: содействие развитию у детей любви к Родине; творческое развитие детей. Итоги конкурса подведены, проведено открытое интернет-голосование на сайте библиотеки, в ходе которого зарегистрировано 3260 просмотров конкурсных работ.
Детское творчество всегда самобытно и эмоционально окрашено. Даже в небольших цитатах из конкурсных текстов чувствуется личность ребенка, его отношение к теме. «Наша семья бережно хранит национальный костюм моей бабушки Серафимы Петровны, который она шила для себя. Моя мама бережно относится к его сохранности и рассказывает нам о его происхождении», – это несколько строк из рассказа девочки о традициях марийцев, к которым принадлежат многие члены ее семьи. А вот такими словами заканчивается еще одна конкурсная работа: «Мы должны знать и сохранять наши традиции, обычаи. Потом и своим детям сможем о них рассказать». Это и есть самые главные слова, ради которых нам всем и стоит работать, в них заключается и связь поколений, и продолжение нашей страны как государства.
В фондах центральных районных библиотек есть сборник «Деятельность муниципальных библиотек Омской области, работающих с молодёжью. Итоги текущего года». Информация, которая содержится в этих сборниках, поможет в работе по патриотическому воспитанию. Я привела лишь несколько примеров. Потому что невозможно в одной консультации описать весь опыт работы, накопленный библиотеками.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Патриотическое воспитание подрастающего поколения это наша общая задача, задача семьи, школы, библиотеки. В наших силах сделать всё возможное для того, чтобы дети и молодёжь любили и ценили свою историю и свою страну.
Список литературы:
Андреев, Н. Хотят ли русские войны? /Н. Андреев //Сценарии и репертуар.–2018.–№2.– С.17-28.
Барчева, Т. Гражданин Минин и князь Пожарский /Т. Барчева //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.–2017.–№8. С.18-21.
Бархатова, Л. Не под замком и не за стеклом: о прошлом наших земляков /Л. Бархатова //Библиотека.–2018.–№5.–С.37-42
Боброва, Л «Время выбрало нас»: виртуальное путешествие по страницам истории России /Л. Боброва //Игровая библиотека.–2017.–№12.–С.40-53
Глушкова, Ю. «Первым делом, первым делом самолеты…»: беседа-игра /Ю. Глушкова //Игровая библиотека .–2016.–№4.–С.58-75
Додор, Т. Кто пойдет защищать Отчизну? / Т. Додор //Библиотека.–2012.–№5.–С.43-44
Ирбулдина, Л. «Уж постоим мы головою за Родину свою» / Р. Ирбулдина //Читаем, учимся, играем.–2018.–№6.–С34-41.
Каримова, Р. «Родившийся под северной звездой» / Р. Каримова //Читаем, учимся, играем.–2016.–№4.–С71-76.
Лобанкина, Е. Меткое слово «Генерала вперед» /Е. Лобанкина //Читаем, учимся, играем.–2017.–№6.–С.45-49
Опарина, Н. Урок истории /Н. Опарина //Сценарии и репертуар.–2018.№10.–С.83-90
Пастухова, Б. Историк государства Российского /Б. Пастухова //Читаем, учимся, играем.–2016.–№9.–С. 52-57.
Родионова, Л. Война: взгляд через детство: литературно-музыкальная композиция /Л. Родионова, И. Мусифуллина //Игровая библиотека.– 2016.–№1.–С.4-17
Савинская, Н. Продвигая культурные бренды /Н. Савинская //Современная библиотека.–2017.– №9.–С.85-87
Телеш, Е. «Питомец муз, питомец боя» /Е. Телеш //Игровая библиотека.–2014.–№4.–С.32-53
Ульева, Л. Вспомним суровые годы /Л. Ульева //Библиотека.–2017.–№4.–С.58-63
Халяпина, М. Лик светоносный /М. Халяпина //Читаем, учимся, играем.–2016.–№2.–С.51-55
Чернышова, Т. Краеведение в электронном формате /Т.Чернышова //Современная библиотека.–2018.–№5.–С.40-41
Шеламова, Г. Чтобы это стало делом семейным /Г. Шеламова //Современная библиотека.– 2016.– №8.– С.72-75
Планирование 2017. Историко-патриотическое воспитание и правовое просвещение в библиотеках: формы и названия мероприятий: http://nowbibl.ru/2016/10/planirovanie-2017-istoriko-patrioticheskoe-vospitanie-i-pravovoe-prosveshhenie-v-bibliotekah-formy-i-nazvaniya-meropriyatij/
Страницы 1 2