График работы
Педагогам, воспитателям, родителям
Партнеры
Министерство культуры Омской области

Омская государственная областная научная библиотека имени А.С. Пушкина

Бюджетное учреждение города Омска «Омские муниципальные библиотеки»

Бюджетное учреждение культуры «Омская областная библиотека для слепых»

Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ

Национальная электронная библиотека

Национальная электронная детская библиотека

Веб-ландия

Папмамбук

Wiki-SibiriaDa
Социальный информационно-просветительский проект «Современный русский»

Российская государственная детская библиотека

Российская государственная библиотека для молодежи

Российская библиотечная ассоциация

  • 16.01.2018

    В Усть-Ишимской детской библиотеке действует книжная выставка-кроссворд «Старые волшебные сказки», оформленная к 390-летию Шарля Перро.

    Для того, чтобы ответить на вопросы книжного кроссворда, ребятам необходимо прочитать книжки с выставки.

  • 16.01.2018

    В Центральной детской библиотеке города Исилькуля состоялось литературное знакомство с творчеством детского писателя Тима Собакина. Тим Собакин – это творческий псевдоним, настоящее имя писателя – Андрей Викторович Иванов.

  • 15.01.2018

    Украшением Саргатской детской библиотеки в новогодние каникулы стали не только снежинки, гирлянды и мишура, но и весёлые лица читателей, их радостное настроение.

  • 15.01.2018

    В сентябре прошлого года активные читательницы Саргатской детской библиотеки стали участницами конкурса «Читающая Россия», который уже несколько лет объявляет московский благотворительный фонд «Созидание».

  • 12.01.2018

    Учащиеся 1 класса Черлакской муниципальной гимназии побывали на экскурсии «Книжки с нами говорят» в Черлакской детской библиотеке.

Поиск по сайту
Детские библиотеки на карте Омской области






КОЛЛЕГАМ » КОНСУЛЬТАЦИИ

Библиотечный сайт как инструмент взаимодействия с пользователем


О. Б. Терешина, заведующая отделом автоматизации
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»


На сегодняшний день Интернет становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, превратившись из научной сети передачи данных в один из основных компонентов формирования информационного общества.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев 25 августа 2010 года утвердил поручения по итогам заседания Совета по развитию информационного общества, среди которых:


«Правительству Российской Федерации:


обеспечить создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек.

Срок - 1 июля 2011 г.;


обеспечить создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России с возможностью просмотра прямой трансляции мероприятий культурно-просветительского и художественного характера, архивных записей.

Срок - 1 декабря 2011 г.;


Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации


обеспечить оснащение региональных и муниципальных публичных библиотек необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным подключением их к сети Интернет, в том числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу.

Срок - 1 июля 2012 г.»


Что же происходит на сегодняшний день? Как представлены библиотеки вообще и в частности детские и юношеские в сети Интернет? Сегодня в России около 46 000 общедоступных публичных библиотек. Из них имеют доступ в Интернет лишь около 15,2 % библиотек и только у 1,2 % - есть собственные сайты. Процент детских и юношеских библиотек, имеющих своё представительство в Интернете еще меньше. Из библиотек Омской области, обслуживающих детей и юношество, собственные сайты имеют 2 библиотеки (областная библиотека для детей и юношества и муниципальная детская компьютерная библиотека). Необходимо отметить, что и на сайте муниципальных библиотек г. Омска есть тематические ресурсы, рассчитанные на детскую и юношескую аудиторию.

На мой взгляд, одна из причин такой статистики – отсутствие понимания необходимости создания библиотеками своих сайтов, а, соответственно, и предпринятых активных действий. И пока Российские библиотеки, в том числе детские и юношеские не представлены в сети Интернет должным образом, находятся другие участники информационного пространства, которые активно заполняют свободную нишу. При этом большинство этих участников, преследуют свои цели, но есть и те, которые способны составить конкуренцию библиотекам. Так, например, в США компания GOOGLE оцифровала и предоставляет доступ более чем к 12 млн. изданий на английском языке.

Думаю, что нам всем пора осознать, что сегодня персональный компьютер и Интернет с одной стороны - есть в подавляющем большинстве молодых семей, с другой – стали неотъемлемой частью образовательного процесса, не говоря уже о том, что Интернет доступен через большинство мобильных телефонов. А это значит, что зачастую знакомство ребенка с Интернетом происходит раньше, чем приобщение его к печатной книге. По данным Фонда Общественного Мнения за 2009 год в Интернет выходят из дома - 73% школьников и 82% студентов, с места учёбы - 62% школьников и 67% студентов.

Есть еще один момент, на котором я хотела бы остановиться - сегодня документы, регламентирующие деятельность библиотек позволяют учитывать такие показатели, как количество виртуальных пользователей, виртуальных посещений, книговыдачу электронных документов, а это актуально для многих библиотек в условиях, когда идет спад основных библиотечных показателей.

Все сказанное выше наглядным образом показывает актуальность создания интернет - представительств библиотек. Что же такое библиотечный сайт и зачем он необходим?

Библиотечные сайты должны стать неотъемлемым инструментом привлечения и взаимодействия с современным пользователем. И как классическая детская и юношеская библиотека являлась для читателя навигатором в мире литературы, так современная библиотека должна стать для молодого пользователя навигатором в огромном информационном пространстве.

И здесь у детских и юношеских библиотек возникает задача существенно сложнее, нежели у публичных библиотек, обслуживающих взрослое население. В первую очередь это связано с определением целевой аудитории – здесь и дети разного возраста, и молодежь, и родители, и педагоги и коллеги-библиотекари. А для каждой категории необходим свой подход, своя форма представления информации, а значит свой раздел на сайте, со своим дизайном и информационным наполнением, своим подходом.

Для детей, например, не столь важен электронный каталог, сколько важно представление информации в увлекательной, игровой форме. Безусловно, что ребенку будет вдвойне интересно «путешествовать» по цифровым просторам детских библиотек, если его будет сопровождать любимый и давно знакомый какой - либо сказочный персонаж (пример: сайт детских библиотек г. Нижневартовска - www.mubis.ru/babylib/index.htm), будет интересно полистать книги в электронном виде (пример: сайт Российской государственной детской библиотеки, раздел «Коллекция редкой детской книги» - http://rgdb.inforost.org/), прочитать литературные произведения своих сверстников, посмотреть их графические и живописные работы, а также предложить собственные, раскрасить героев своих любимых книг (пример: сайт Центральной городской библиотеки им. Горького г. Комсомольска-на Амуре, подраздел «Игры-раскраски» раздела «Конкурсы» - http://www.kidslibrary.ru/paint/buratino.php), поучаствовать в викторинах и конкурсах по прочитанным им книгам (пример: сайт муниципальных библиотек г. Омска, раздел «Виртуальный литературный карнавал - http://www.lib.omsk.ru/karnaval/).

Для молодежи актуальными, на мой взгляд, являются списки рекомендуемой литературы и электронных информационных ресурсов по различным тематическим направлениям (пример: сайт Республиканской юношеской библиотеки г. Казани, раздел «Виртуальные выставки» - http://www.ryltat.ru/vistavka.html). Интересным представляются информационные материалы об авторах и произведениях, как сопровождающих образовательную программу, так и дополняющими ее, материалы о местных писателях и поэтах, и их произведениях, информация, помогающая молодежи сориентироваться в выборе будущей профессии (пример: сайт Центральной городской библиотеки для детей и юношества г. Новоуральска, раздел «Абитуриенту» - http://www.child-library.ru/youth.html). Должен быть и поиск по электронному каталогу. Но, наиболее привлекательным для данной категории могут стать интерактивные формы взаимодействия, в том числе и такие, как советы библиотекаря, психолога, юриста оформленные в виде разделов «виртуальная справка», «юридическая консультация», «психологическая поддержка», а также форумы и чаты (пример: сайт Центральной юношеской библиотеки им. М.А. Светлова - http://www.svetlovka.ru/forum/index.php, различные викторины и конкурсы.

Для родителей и педагогов полезно разместить информацию, касающуюся воспитания детей и вопросов работы с современной молодежью, методические материалы, электронные справочные ресурсы, в том числе краеведческие, списки посещаемых молодежью Интернет-ресурсов, позволяющие понять их интересы (пример: сайт свердловской областной библиотеки для детей и юношества, раздел «Совсем не дети» - http://www.teenbook.ru/vzrosl, правовую информацию о правах ребенка, а также информацию о безопасности детей в Интернет (пример: сайт Российской государственной библиотеки, раздел «Родителям», «Безопасный интернет» - http://www.rgdb.ru/innocuous-internet.

Это лишь некоторые примеры того, что может быть представлено на сайтах детских и юношеских библиотек. Но, очевидно, что у каждого из них должно быть свое уникальное «лицо». Сегодня в Интернет существуют специализированные сервисы, позволяющие людям, не имеющим специальных навыков дизайнера и программиста, создавать функциональные сайты. Это открывает для библиотек новые возможности, которыми мы обязаны воспользоваться.