Библиотечный сайт как инструмент взаимодействия с пользователем
О. Б. Терешина, заведующая отделом автоматизации
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»
На сегодняшний день Интернет становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, превратившись из научной сети передачи данных в один из основных компонентов формирования информационного общества.
Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев 25 августа 2010 года утвердил поручения по итогам заседания Совета по развитию информационного общества, среди которых:
«Правительству Российской Федерации:
обеспечить создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также государственных и муниципальных публичных библиотек.
Срок - 1 июля 2011 г.;
обеспечить создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России с возможностью просмотра прямой трансляции мероприятий культурно-просветительского и художественного характера, архивных записей.
Срок - 1 декабря 2011 г.;
Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
обеспечить оснащение региональных и муниципальных публичных библиотек необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением, широкополосным подключением их к сети Интернет, в том числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу.
Срок - 1 июля 2012 г.»
Что же происходит на сегодняшний день? Как представлены библиотеки вообще и в частности детские и юношеские в сети Интернет? Сегодня в России около 46 000 общедоступных публичных библиотек. Из них имеют доступ в Интернет лишь около 15,2 % библиотек и только у 1,2 % - есть собственные сайты. Процент детских и юношеских библиотек, имеющих своё представительство в Интернете еще меньше. Из библиотек Омской области, обслуживающих детей и юношество, собственные сайты имеют 2 библиотеки (областная библиотека для детей и юношества и муниципальная детская компьютерная библиотека). Необходимо отметить, что и на сайте муниципальных библиотек г. Омска есть тематические ресурсы, рассчитанные на детскую и юношескую аудиторию.
На мой взгляд, одна из причин такой статистики – отсутствие понимания необходимости создания библиотеками своих сайтов, а, соответственно, и предпринятых активных действий. И пока Российские библиотеки, в том числе детские и юношеские не представлены в сети Интернет должным образом, находятся другие участники информационного пространства, которые активно заполняют свободную нишу. При этом большинство этих участников, преследуют свои цели, но есть и те, которые способны составить конкуренцию библиотекам. Так, например, в США компания GOOGLE оцифровала и предоставляет доступ более чем к 12 млн. изданий на английском языке.
Думаю, что нам всем пора осознать, что сегодня персональный компьютер и Интернет с одной стороны - есть в подавляющем большинстве молодых семей, с другой – стали неотъемлемой частью образовательного процесса, не говоря уже о том, что Интернет доступен через большинство мобильных телефонов. А это значит, что зачастую знакомство ребенка с Интернетом происходит раньше, чем приобщение его к печатной книге. По данным Фонда Общественного Мнения за 2009 год в Интернет выходят из дома - 73% школьников и 82% студентов, с места учёбы - 62% школьников и 67% студентов.
Есть еще один момент, на котором я хотела бы остановиться - сегодня документы, регламентирующие деятельность библиотек позволяют учитывать такие показатели, как количество виртуальных пользователей, виртуальных посещений, книговыдачу электронных документов, а это актуально для многих библиотек в условиях, когда идет спад основных библиотечных показателей.
Все сказанное выше наглядным образом показывает актуальность создания интернет - представительств библиотек. Что же такое библиотечный сайт и зачем он необходим?
Библиотечные сайты должны стать неотъемлемым инструментом привлечения и взаимодействия с современным пользователем. И как классическая детская и юношеская библиотека являлась для читателя навигатором в мире литературы, так современная библиотека должна стать для молодого пользователя навигатором в огромном информационном пространстве.
И здесь у детских и юношеских библиотек возникает задача существенно сложнее, нежели у публичных библиотек, обслуживающих взрослое население. В первую очередь это связано с определением целевой аудитории – здесь и дети разного возраста, и молодежь, и родители, и педагоги и коллеги-библиотекари. А для каждой категории необходим свой подход, своя форма представления информации, а значит свой раздел на сайте, со своим дизайном и информационным наполнением, своим подходом.
Для детей, например, не столь важен электронный каталог, сколько важно представление информации в увлекательной, игровой форме. Безусловно, что ребенку будет вдвойне интересно «путешествовать» по цифровым просторам детских библиотек, если его будет сопровождать любимый и давно знакомый какой - либо сказочный персонаж (пример: сайт детских библиотек г. Нижневартовска - www.mubis.ru/babylib/index.htm), будет интересно полистать книги в электронном виде (пример: сайт Российской государственной детской библиотеки, раздел «Коллекция редкой детской книги» - http://rgdb.inforost.org/), прочитать литературные произведения своих сверстников, посмотреть их графические и живописные работы, а также предложить собственные, раскрасить героев своих любимых книг (пример: сайт Центральной городской библиотеки им. Горького г. Комсомольска-на Амуре, подраздел «Игры-раскраски» раздела «Конкурсы» - http://www.kidslibrary.ru/paint/buratino.php), поучаствовать в викторинах и конкурсах по прочитанным им книгам (пример: сайт муниципальных библиотек г. Омска, раздел «Виртуальный литературный карнавал - http://www.lib.omsk.ru/karnaval/).
Для молодежи актуальными, на мой взгляд, являются списки рекомендуемой литературы и электронных информационных ресурсов по различным тематическим направлениям (пример: сайт Республиканской юношеской библиотеки г. Казани, раздел «Виртуальные выставки» - http://www.ryltat.ru/vistavka.html). Интересным представляются информационные материалы об авторах и произведениях, как сопровождающих образовательную программу, так и дополняющими ее, материалы о местных писателях и поэтах, и их произведениях, информация, помогающая молодежи сориентироваться в выборе будущей профессии (пример: сайт Центральной городской библиотеки для детей и юношества г. Новоуральска, раздел «Абитуриенту» - http://www.child-library.ru/youth.html). Должен быть и поиск по электронному каталогу. Но, наиболее привлекательным для данной категории могут стать интерактивные формы взаимодействия, в том числе и такие, как советы библиотекаря, психолога, юриста оформленные в виде разделов «виртуальная справка», «юридическая консультация», «психологическая поддержка», а также форумы и чаты (пример: сайт Центральной юношеской библиотеки им. М.А. Светлова - http://www.svetlovka.ru/forum/index.php, различные викторины и конкурсы.
Для родителей и педагогов полезно разместить информацию, касающуюся воспитания детей и вопросов работы с современной молодежью, методические материалы, электронные справочные ресурсы, в том числе краеведческие, списки посещаемых молодежью Интернет-ресурсов, позволяющие понять их интересы (пример: сайт свердловской областной библиотеки для детей и юношества, раздел «Совсем не дети» - http://www.teenbook.ru/vzrosl, правовую информацию о правах ребенка, а также информацию о безопасности детей в Интернет (пример: сайт Российской государственной библиотеки, раздел «Родителям», «Безопасный интернет» - http://www.rgdb.ru/innocuous-internet.
Это лишь некоторые примеры того, что может быть представлено на сайтах детских и юношеских библиотек. Но, очевидно, что у каждого из них должно быть свое уникальное «лицо». Сегодня в Интернет существуют специализированные сервисы, позволяющие людям, не имеющим специальных навыков дизайнера и программиста, создавать функциональные сайты. Это открывает для библиотек новые возможности, которыми мы обязаны воспользоваться.