Библиотечный сайт как инструмент взаимодействия с пользователем
О. Б. Терешина, заведующая отделом автоматизации
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»
На сегодняшний день Интернет становится
неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, превратившись из научной сети
передачи данных в один из основных компонентов формирования информационного
общества.
Президент Российской Федерации Дмитрий
Анатольевич Медведев 25 августа 2010 года утвердил поручения по итогам
заседания Совета по развитию информационного общества, среди которых:
«Правительству Российской Федерации:
обеспечить создание национального
библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов
Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки,
Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук Российской Федерации, а также
государственных и муниципальных публичных библиотек.
Срок - 1 июля 2011 г.;
обеспечить создание единого
интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России с
возможностью просмотра прямой трансляции мероприятий
культурно-просветительского и художественного характера, архивных записей.
Срок - 1 декабря 2011 г.;
Высшим органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
обеспечить оснащение региональных и
муниципальных публичных библиотек необходимым компьютерным оборудованием и
программным обеспечением, широкополосным подключением их к сети Интернет, в том
числе для доступа к национальному библиотечному ресурсу.
Срок - 1 июля 2012 г.»
Что же происходит на сегодняшний день?
Как представлены библиотеки вообще и в частности детские и юношеские в сети
Интернет? Сегодня в России около 46 000 общедоступных публичных библиотек.
Из них имеют доступ в Интернет лишь около 15,2 % библиотек и только у 1,2 % -
есть собственные сайты. Процент детских и юношеских библиотек, имеющих своё
представительство в Интернете еще меньше. Из библиотек Омской области,
обслуживающих детей и юношество, собственные сайты имеют 2 библиотеки
(областная библиотека для детей и юношества и муниципальная детская
компьютерная библиотека). Необходимо отметить, что и на сайте муниципальных
библиотек г. Омска есть тематические ресурсы, рассчитанные на детскую и
юношескую аудиторию.
На мой взгляд, одна из причин такой
статистики – отсутствие понимания необходимости создания библиотеками своих
сайтов, а, соответственно, и предпринятых активных действий. И пока Российские
библиотеки, в том числе детские и юношеские не представлены в сети Интернет
должным образом, находятся другие участники информационного пространства,
которые активно заполняют свободную нишу. При этом большинство этих участников,
преследуют свои цели, но есть и те, которые способны составить конкуренцию
библиотекам. Так, например, в США компания GOOGLE оцифровала и предоставляет
доступ более чем к 12 млн. изданий на английском языке.
Думаю, что нам всем пора осознать, что
сегодня персональный компьютер и Интернет с одной стороны - есть в подавляющем
большинстве молодых семей, с другой – стали неотъемлемой частью
образовательного процесса, не говоря уже о том, что Интернет доступен через
большинство мобильных телефонов. А это значит, что зачастую знакомство ребенка
с Интернетом происходит раньше, чем приобщение его к печатной книге. По данным
Фонда Общественного Мнения за 2009 год в Интернет выходят из дома - 73%
школьников и 82% студентов, с места учёбы - 62% школьников и 67% студентов.
Есть еще один момент, на котором я
хотела бы остановиться - сегодня документы, регламентирующие деятельность
библиотек позволяют учитывать такие показатели, как количество виртуальных
пользователей, виртуальных посещений, книговыдачу электронных документов, а это
актуально для многих библиотек в условиях, когда идет спад основных
библиотечных показателей.
Все сказанное выше наглядным образом
показывает актуальность создания интернет - представительств библиотек. Что же
такое библиотечный сайт и зачем он необходим?
Библиотечные сайты должны стать
неотъемлемым инструментом привлечения и взаимодействия с современным
пользователем. И как классическая детская и юношеская библиотека являлась для
читателя навигатором в мире литературы, так современная библиотека должна стать
для молодого пользователя навигатором в огромном информационном пространстве.
И здесь у детских и юношеских библиотек
возникает задача существенно сложнее, нежели у публичных библиотек,
обслуживающих взрослое население. В первую очередь это связано с определением
целевой аудитории – здесь и дети разного возраста, и молодежь, и родители, и
педагоги и коллеги-библиотекари. А для каждой категории необходим свой подход,
своя форма представления информации, а значит свой раздел на сайте, со своим
дизайном и информационным наполнением, своим подходом.
Для детей, например, не столь важен
электронный каталог, сколько важно представление информации в увлекательной,
игровой форме. Безусловно, что ребенку будет вдвойне интересно «путешествовать»
по цифровым просторам детских библиотек, если его будет сопровождать любимый и
давно знакомый какой - либо сказочный персонаж (пример: сайт детских библиотек
г. Нижневартовска - www.mubis.ru/babylib/index.htm), будет интересно
полистать книги в электронном виде (пример: сайт Российской государственной
детской библиотеки, раздел «Коллекция редкой детской книги» - http://rgdb.inforost.org/), прочитать
литературные произведения своих сверстников, посмотреть их графические и
живописные работы, а также предложить собственные, раскрасить героев своих
любимых книг (пример: сайт Центральной городской библиотеки им. Горького
г. Комсомольска-на Амуре, подраздел «Игры-раскраски» раздела «Конкурсы» - http://www.kidslibrary.ru/paint/buratino.php), поучаствовать в викторинах и конкурсах по прочитанным им книгам (пример: сайт
муниципальных библиотек г. Омска, раздел «Виртуальный литературный карнавал - http://www.lib.omsk.ru/karnaval/).
Для молодежи актуальными, на мой взгляд,
являются списки рекомендуемой литературы и электронных информационных ресурсов
по различным тематическим направлениям (пример: сайт Республиканской юношеской
библиотеки г. Казани, раздел «Виртуальные выставки» - http://www.ryltat.ru/vistavka.html). Интересным
представляются информационные материалы об авторах и произведениях, как
сопровождающих образовательную программу, так и дополняющими ее, материалы о
местных писателях и поэтах, и их произведениях, информация, помогающая молодежи
сориентироваться в выборе будущей профессии (пример: сайт Центральной городской
библиотеки для детей и юношества г. Новоуральска, раздел «Абитуриенту» - http://www.child-library.ru/youth.html). Должен быть и поиск по электронному каталогу. Но, наиболее привлекательным для данной
категории могут стать интерактивные формы взаимодействия, в том числе и такие,
как советы библиотекаря, психолога, юриста оформленные в виде разделов
«виртуальная справка», «юридическая консультация», «психологическая поддержка»,
а также форумы и чаты (пример: сайт Центральной юношеской библиотеки им. М.А.
Светлова - http://www.svetlovka.ru/forum/index.php, различные викторины и конкурсы.
Для родителей и педагогов полезно
разместить информацию, касающуюся воспитания детей и вопросов работы с
современной молодежью, методические материалы, электронные справочные ресурсы,
в том числе краеведческие, списки посещаемых молодежью Интернет-ресурсов,
позволяющие понять их интересы (пример: сайт свердловской областной библиотеки для
детей и юношества, раздел «Совсем не дети» - http://www.teenbook.ru/vzrosl, правовую
информацию о правах ребенка, а также информацию о безопасности детей в Интернет
(пример: сайт Российской государственной библиотеки, раздел «Родителям»,
«Безопасный интернет» - http://www.rgdb.ru/innocuous-internet.
Это лишь некоторые примеры того, что
может быть представлено на сайтах детских и юношеских библиотек. Но, очевидно,
что у каждого из них должно быть свое уникальное «лицо». Сегодня в Интернет
существуют специализированные сервисы, позволяющие людям, не имеющим
специальных навыков дизайнера и программиста, создавать функциональные сайты.
Это открывает для библиотек новые возможности, которыми мы обязаны
воспользоваться.