Современный взгляд на информационное пространство детских библиотек
Диана Михайловна Сергеева
заведующая отделом обслуживания
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»
В современном обществе особая роль возлагается на детскую библиотеку. Именно она имеет огромный потенциал влияния на становление личности, формирование её общей культуры. Это становится возможным благодаря уникальному информационному пространству детской библиотеки, смягчающему негативное воздействие непрерывных информационных потоков на сознание ребёнка, приучающего его к свободному ориентированию в окружающем информационном пространстве.
Структура информационного пространства детской библиотеки отражает её уникальную коммуникативную природу. Компоненты информационного пространства детской библиотеки представлены информационными ресурсами: универсальный документный фонд, система библиографических источников информации, личностные (межличностные) ресурсы, где групповой и индивидуальный субъекты соединены в едином коммуникативном пространстве.
Не могу не сказать несколько слов о мировых тенденциях в библиотечной работе с детьми. Одной их главных тенденций последнего десятилетия в разных странах мира стало «усиление» библиотечной работы с детьми.
В связи с тем, что детям, в силу свойственной возрасту подвижности, нужно больше места и света, на генеральной конференции ИФЛА в Милане в 2009 г. обсуждались проблемы создания современных архитектурных проектов детских библиотек. Были показаны презентации о лучших зданиях детских библиотек, рассматривались вопросы оснащения детских библиотек.
Сегодня отечественная практика, в определённой мере, идёт в направлении прямо противоположном мировому опыту развития библиотечного обслуживания подрастающего поколения: объединение детских и юношеских библиотек приводит к тому, что на одной «площадке» должны находиться и маленькие дети, и школьники юношеского возраста.
За рубежом развивается обратная тенденция: происходит отделение пространства детей дошкольного и младшего школьного возраста от пространства подростков и юношества. Это можно увидеть на примере развития библиотечного обслуживания в США, Великобритании, Германии, Сингапуре и других странах. Подросткам, в силу специфики их возрастных особенностей, требуется одно (среда для общения, независимость, возможность свободно выразить себя), детям же – совсем другое (прежде всего – безопасная, комфортная и, главное – развивающая среда).
Сегодня в основу новой философии пространства для детей положена теория многообразного интеллекта, которая позволяет провести действительно инновационные преобразования в детской библиотеке. Дизайн детского пространства должен учитывать следующие аспекты развития детей: языковой, логико-математический, развитие воображения и пространственного мышления, музыкальный, физический, естественнонаучный, внутриличностный, межличностный.
Несколько слов необходимо сказать о свободном доступе к информации. Хотя понятие «свободный доступ к информации» в последнее десятилетие стало привычным, нелишне расшифровать, что оно включает в себя, чтобы определить, предоставляет ли ваша библиотека своим посетителям по-настоящему свободный доступ к информации. Под свободным доступом к информации следует понимать:
- добротно сформированный фонд, позволяющий и помогающий пользователям найти нужную для них самую разную полную информацию;
- грамотную организацию фондов с большей частью документов, выставленных в открытом доступе (именно такая расстановка создаёт условия для продуктивного поиска);
- разностороннее библиотечное и библиографическое обслуживание;
- удобное и понятное размещение залов и отделов в библиотеке;
- библиотечную рекламу, помогающую пользователю быстрее адаптироваться в библиотеке;
- квалификацию библиотечных работников, оказывающихся «в нужное время в нужном месте» и помогающих читателям в поиске и выборе документов.
Однако, ссылаясь на практику работы отдельных библиотек, в предложенный перечень можно и нужно добавить очень важный критерий доступности к информации:
- наличие библиотечного подразделения (кафедры, службы, отдела, сектора и т.п.), расположенного рядом с входом в библиотеку, сотрудники которого информируют читателя обо всём внутреннем устройстве библиотеки, её услугах, фондах, даже наличии конкретного документа, мероприятиях и т.п., т.е. помогают посетителю понять, сюда ли ему нужно на самом деле.
Организуя библиотечное пространство для детей, необходимо сделать его максимально удобным, доступным для освоения каждым посетителем, независимо от целей посещения библиотеки.
В современных условиях ставятся две взаимосвязанные задачи: во-первых, создать для каждой библиотеки индивидуальный, неповторимый внешний вид, который повлияет на формирование положительного образа в сознании читателей; во-вторых, обеспечить максимальное удобство в пользовании библиотекой, применяя наглядные разграничения функционально различных помещений и территорий, понятную систему ориентирования в самом учреждении и его фонде и т.д.
Фирменный стиль библиотеки способствует организации и расширению информационного пространства. Фирменный стиль является одним из маркетинговых средств, позволяющих заявить о себе как о современном информационном учреждении и равноправном партнёре на рынке услуг. Напомню, что к фирменному стилю относятся:
- фирменный знак;
- логотип;
- фирменные цвета и шрифты;
- образцы деловой документации, наружной рекламы (визуальные коммуникации) рекламно-сувенирной продукции и аксессуаров;
- имидж сотрудников: наличие бэджей, пропусков, визитных карточек, фирменные элементы в одежде;
- система рекламных баннеров для внешних контактов и участия в крупных областных мероприятиях;
- фирменные приглашения, поздравления.
Социальное партнёрство – также одно из маркетинговых средств. Его цель – формирование единого культурно-информационного пространства. Ярким примером социального партнёрства в Омске является библиотека «Отечество», где мы сегодня побываем.
Необходимо сказать о личности читателя в современном информационном пространстве. Прежде всего, человек не должен ни теряться, ни растворяться в библиотечном пространстве, каждый раз по-своему обживая его, вынужденно адаптируя к своим ожиданиям, потребностям и возможностям. Необходимо учитывать самые различные индивидуально-психологические особенности личности, опосредованные её культурно-информационными предпочтениями. В настоящее время, когда человек постоянно находится в стрессовом состоянии, ощущая свою незащищённость, проблемы формирования библиотечного пространства как психологической ниши становятся сверхактуальными. У библиотеки есть все основания выступать в роли идеального Дома, способного придавать адекватный или иной смысл окружающей действительности. Защитить, успокоить и, что особенно важно, развлечь, порадовать маленького и взрослого человека, помочь ему адекватно воспринимать мир и по-своему творчески его преобразовывать – значит научиться соотносить библиотечное пространство с пространством частной жизни человека. Чувство Дома возникает в том случае, если, находясь в нём, человек ощущает себя комфортно в разных ситуациях, если у него имеется свобода выбора. Он должен быть свободен в выборе книги, электронного документа, и, что особенно важно, сценария поведения. Свободу выбора читателем различных сценариев своего жизненного пространства продвинутая библиотека усиливает за счёт деятельности, непосредственно направленной на свободное творчество. Сколь старомодным это ни выглядит, оптимальный вариант – организовать такое пространство, которое ничего никому не навязывая, продвигает творческое чтение.
А теперь, уважаемые коллеги, я хочу вам предложить посмотреть на то, как организовано пространство в известных библиотеках г. Москвы – РГДБ, ЦГБ им. А. Гайдара и РГБМ.
Детская библиотека является не только пространством диалога для ребёнка, осваивающего культурные ценности общества. Детская библиотека сегодня обладает определённой степенью ответственности перед библиотечным сообществом, т.е. должна обладать механизмом влияния на культурную ситуацию в обществе. Таким образом, информационное пространство детской библиотеки следует рассматривать как качественную характеристику микросоциума, от которой во многом зависят: успешность адаптации ребёнка в социуме, освоение культуры общества, взаимоотношение мира детства с миром взрослых, уменьшение риска превращения ребёнка в жертву неблагоприятных условий инкультурации и социализации, возможность влияния на мотивационную сферу информационно-образовательных потребностей личности, т.е. корректировать неблагоприятное влияние окружающей социокультурной среды.