«Современные тенденции организации информационного пространства детских библиотек»
Понятие информационного пространства библиотеки не имеет официального, утвержденного ГОСТом определения.
В качестве синонимов этого термина часто используют словосочетания
«информационная сфера», «информационная среда».
Вот одно из определений:
«Информационное пространство – это искусственно созданная человеком среда для
осуществления информационной деятельности». В этой среде и существуем мы – библиотекари и наши читатели.
Это и есть предмет нашего сегодняшнего
обсуждения.
Информационное пространство библиотеки возможно условно поделить на внутреннее и внешнее.
Внутреннее информационное пространство библиотеки - это:
• материальная составляющая – архитектура здания, дизайн интерьеров;
• информационная составляющая – библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат
библиотеки, система визуального ориентирования в помещении библиотеки и ее ресурсах;
• эмоционально-психологическая составляющая – комфортность обслуживания, профессионализм и доброжелательность
сотрудников.
Мы рассмотрели составляющие внутреннего информационного пространства библиотеки.
Общественность, культурно-социальную среду общества возможно считать внешним информационным
пространством.
Внешнее и внутренне информационное пространство библиотеки объединяет деятельность
библиотеки по связям с общественностью.
Библиотечное информационное пространство – сфера постоянного обновления, а следовательно - фактор развития
библиотеки.
Тема нашего семинара «Современные тенденции организации информационного пространства детских библиотек».
Каковы же они, эти современные тенденции?
Очень кратко их можно обозначить так:
«расширение информационного пространства», включение во внутреннюю среду библиотеки новых составляющих и
более активное использование факторов и явлений внешней библиотечной среды.
Обозначим несколько направлений развития:
• это «открытая библиотека», библиотека, в которой практически весь библиотечный фонд
– в открытом доступе;
• это создание в библиотеке комфортной среды: планировка и дизайн помещения,
соответствующие ожиданиям читателей; компетентность и доброжелательность
библиотекарей; создание условий не только для чтения, но и для свободного
общения читателей
• это «библиотека вне стен» - работа библиотеки на открытых площадках, в учебных
заведениях;
• это выход библиотеки в виртуальное пространство, который стал возможен благодаря
информатизации библиотек.
Информатизация позволяет библиотеке расширить информационное пространство за счет виртуальных миров –
социальных сетей, блого-сферы, веб-сайтов, форумов, то есть перейти от оказания
услуг только в пределах помещения к обслуживанию и за ее стенами.
Программа одного семинара, конечно, не может вместить обсуждение всех аспектов. Мы поговорим об организации внутреннего
пространства детской библиотеки, об использовании Интенет-ресурсов, поучаствуем
в музыкальном мастер-классе.
Вторая часть семинара пройдет в
информационном пространстве муниципальных библиотек города Омска.