Педагогам, воспитателям, родителям
Детские библиотеки на карте Омской области
  • 16.10.2019

    В этот день Кормиловская детская библиотека пригласила ребят 3б класса Средней общеобразовательной школы №1 на праздник «Осенние забавы на Покров»

  • 16.10.2019

    Шербакульская центральная детская библиотека во второй раз стала участником Межрегиональной акции «День лермонтовской поэзии в библиотеке», объявленной Пензенской областной библиотекой для детей и юношества и Межрегиональной сетевой межбиблиотечной акции «Лермонтовское наследие», объявленной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова города Ростов-на-Дону.

  • 16.10.2019

    Учащиеся 5а класса Черлакской муниципальной гимназии пришли в Черлакскую детскую библиотеку на беседу по профориентации «Книжный город».

  • 15.10.2019

    15 октября исполняется 205 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. За свои неполные 27 лет он создал огромное количество философских, патриотических стихотворений; стихотворений о любви и дружбе, о природе и о поисках смысла жизни.

    К юбилею поэта на старшем абонементе Саргатской районной детской библиотеки оформлена книжная выставка «Гонимый миром странник, но с русскою душой…», на которой представлено три раздела.

  • 15.10.2019

    В Таврической Центральной детской библиотеке в рамках работы «Детской общественной приемной» состоялся откровенный разговор «Детство без жестокости» – с целью формирования у подростков понимания недопустимости жестокого обращения с людьми и животными. Участие в разговоре приняли ребята 6а класса ОУ «Таврическая школа».

КОЛЛЕГАМ » КОНСУЛЬТАЦИИ


Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка

Страницы   1 2


Богатый материал по использованию сказки в диалоге с детьми о них самих можно найти в книге А. Михайловой «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога». В разговоре о предательстве и муках совести она использует сказку А. Погорельского «Чёрная курица». Сказка Андерсена «Гадкий утёнок» рассматривается сквозь призму терпимости, преодоления одиночества и духовного роста человека, трудного и радостного превращения из гадкого утёнка в прекрасного лебедя. Хочу привести пример того, как использует в своей работе приемы и методы сказкотерапии Владимирская областная детская библиотека. Эта библиотека тесно сотрудничает с Детским оздоровительно-образовательным центром г. Владимира. Психолог, работающий в Центре, на базе библиотеки консультирует детей, которые испытывают трудности в общении, самоопределении; родителей, которых беспокоит агрессивность, страхи, заниженная самооценка, гиперактивность их ребёнка; проводит опросы. Как раз в своей работе она часто обращается к творчеству Г.Х. Андерсена. Грустный взгляд, опущенные плечи, неуклюжая походка и ощущение, что он самое ничтожное существо на свете. Таким входит в кабинет психолога ребёнок. Глядя на него, сразу возникает мысль о «Гадком утёнке». Прежде, чем приступить к осмыслению сказки, психолог рассказывает о том, что более ста лет назад в Дании жил мальчик. Это был очень некрасивый ребёнок. Взрослые и дети высмеивали его внешность. Ребёнка просят представить, каково жилось ему среди людей. Мог ли хоть кто-нибудь любить такого ребёнка? Родители. Мама часто говорила: «Ты в жизни всё равно многого добьёшься, потому что у тебя доброе сердце». Всё так и произошло. Мальчик вырос и стал знаменитым, хотя внешность его так и осталась несимпатичной. О ком же идёт речь в «Гадком утёнке»? Утёнок – это мальчик, птицы – это окружающие его люди. Чему же учит нас эта сказка? Какой урок преподнесли пережитые страдания? Ответы на эти вопросы содержатся непосредственно в тексте самого произведения: «Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других… Я думаю, что он возмужает и пробьёт себе дорогу!», «…Не беда появиться в утином гнезде на свет, если ты вылупился из лебединого яйца! Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, - он лучше мог оценить своё счастье и всё окружающее его великолепие».

Заслуживает внимания программа «Быть добру», разработанная Центральной городской детской библиотекой г. Лесного. В рамках программы в библиотеке работает Бюро Добрых Дел – это работа библиотерапевтической «зоны» «Литературная аптека»; чтение сказок по телефону детям-инвалидам; поздравление с Днём рождения от имени литературного героя.

Какие мероприятия можно проводить, используя сказки? Это: конкурс рассказчиков сказок и небылиц «А у сказки тихий голосок...», литературная игра «Сказочный Ералаш», утренник «Жители страны Лукоморье», литературный час по волшебным сказкам «Там, на неведомых дорожках» или литературно-творческий час «Сказка мудростью богата», литературно-творческая игра «Любимые герои – сказочные человечки». Можно провести игру «Полянка сказок». Организуя игру, на бумаге необходимо сделать сказочную страну с поляной сказок. Взять сказку с новыми героями, которую дети ещё не знают. Почитать её вместе с детьми, попросить детей сделать рисунок, перенести его на полянку сказок.

Порекомендую статью Ирины Лущеко «Лечебные сказки», опубликованную в журнале «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2003 год, в 3-ем номере, с. 3-4. Одна сказка называется «Синяя сказка». В ней рассматривается тема «упрямство». Вторая сказка - «Про Пусю». Тема – страх темноты.

Важно заметить, что в терапевтической работе с детьми используются и сказки, сочинённые самими детьми. Этот метод в сказкотерапии имеет прямое отношение к литературному творчеству детей, о котором уже было сказано. В этом плане заслуживает внимания специалистов опыт студии «Воспитание искусством» при РГДБ. Студия расположена в Комнате сказок с росписью стен, символизирующих разные человеческие чувства и состояния: печаль, нежность, ярость, глупость, темнота, свет. Как основной метод здесь используют обсуждение сказки на основе погружения в неё. Активно используются в студии сказки, сочинённые самими детьми. Детям не читают наставления, их не принуждают говорить о своих проблемах. Идёт разговор о персонажах, в познании которых ребёнок самостоятелен. Познание совершается в результате собственных открытий: «Это про меня». Когда дети сочиняют свою историю или сказку, то они имеют возможность повысить свою самооценку, решить проблему так, как им самим кажется это наиболее естественно, то есть принять решение. Так снимаются трудности в общении, снимаются школьные неврозы. Можно организовать мастер-класс «Не хотите ли сочинить сказку?».

Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет поэзия. Аллегоричность, художественная ёмкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заражать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. Одной из акций проекта Мурманской областной детско-юношеской библиотеки «Время читать» явилась акция «Время читать стихи». В библиотеке создан Музей Сергея Есенина. Поэтому чтение стихов здесь является естественным занятием. Можно организовать в библиотеке мастер-класс «Учимся читать стихи», провести литературный час, посвящённый творчеству какого-нибудь поэта-сатирика «Сатирические портреты». Можно с детьми поиграть в игру «Стихи в лицах». Суть её заключается в следующем: детям надо прочитать несколько стихов, спросить, какое стихотворение они хотели бы озвучить, то есть жестами и мимикой рассказать, о чём в нём говорится.

Разговор о библиотерапии как средстве поднятия жизненного тонуса ребёнка будет далеко не полным, если мы не коснёмся роли смехового воспитания. Его лечебные свойства общеизвестны. Смех улучшает кровообращение, снимает боль. Не зря «радостное чтение» стало всё чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребёнке жизненных сил. Показательный пример такого рода деятельности дали екатеринбургские библиотекари, создав и реализовав программу «Радостное чтение». Уже само название рубрик программы («Трынцы-брынцы, бубенцы», «Нам сегодня весело», «Всё наоборот» и др.) говорит о её направленности. Подбор литературы, тематика занятий с детьми, характер общения с ними – всё ориентировано на подъём настроения детей. Не случайно именно весёлые книги, такие, как «Приключения Незнайки и его друзей», «Денискины рассказы», многие произведения В. Голявкина, Л. Давыдычева, Г. Остера и др. пользуются неизменным спросом детей.

К библиотерапии можно отнести и кукольный театр, если он строится на материале литературных произведений. С помощью кукол психологи лечат детские неврозы.

Заканчивая своё выступление, хочу сказать о том, что детское чтение – явление неоднозначное и переменчивое. Оно зависит от качества читаемой литературы и от уровня восприятия читателя. Чем выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия, - с другой, тем более глубокий след оставляет чтение в сознании читателя.

Заставить ребёнка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в потребительстве и безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать её вперёд. Самому ребёнку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача взрослых, будь это родитель, писатель, издатель, учитель, мы с вами, уважаемые коллеги и любой, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной силы России.


Страницы   1 2