Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

 Главная » Коллегам » Консультации

 

Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка

Д.М. Сергеева, заведующая сектором анализа и прогнозирования организационно-методического отдела
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Страницы  1 2 


Детское чтение сегодня (особенно досуговое чтение, чтение для души, а это в основном чтение художественной литературы) – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем.

Всё больше детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится поверхностным и фрагментарным, «клиповым» (вследствие чего ребёнку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах); меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате – детективам, триллерам, боевикам, фэнтези, «ужасам», «кинороманам»); предпочтение отдаётся печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов). Кроме того, происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков.

Чтобы вернуть интерес к чтению-размышлению, надо вернуть воспитание в общество и в школу. Премьер-министр нашей страны В.В. Путин считает, что, надо воспитать у молодого поколения «побуждение к работе души и совести», а применительно к нашему делу это означает – руководство чтением.

Каковы же тенденции возрождения чтения? Среди новых начинаний одно из важных состоит в том, что многие библиотеки начали путь приобщения к чтению с самого рождения ребёнка, через освоение родителями колыбельных песен и потешек, через введение ребёнка в стихию родной речи. В ряде городов создаются Школы для родителей, обучающие курсы. Растёт волонтёрское движение в поддержку детского чтения.

Тенденция возрождения чтения в стране наметилась и в связи с появлением высокоодарённых детей, так называемых детей нового склада сознания.

На таких детей не действуют стереотипы массовой культуры, им не интересны ценности общества потребления, они не поддаются действию рекламы и моды. В репертуаре чтения они отдают предпочтение классической литературе, их восприятие отличается глубиной и масштабностью размышлений, в которых преобладает вопрос «Зачем?».

Определённые признаки оздоровления в системе детского чтения наметились и в состоянии детской литературы. Учрежденные конкурсы и премии в области детской литературы, такие как «Заветная мечта», «Добрая лира», «Алые паруса», выявили в последние годы целый пласт полноценных детских книг, в том числе адресованных подросткам». (Шк. библиотека.- 2008.- №3. – С. 62-66)

Имея некоторое представление о проблемах, тенденциях, перспективах в детском чтении, давайте определимся с основными понятиями. Напоминаю, что название нашей консультации – «Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка».

Прежде всего, обратимся к детской психологии и рассмотрим понятие личности. Психологи утверждают, что личность начинает зарождаться с трёх лет. Личность – это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. В составе личности выделяют потребности, интересы и направленность.

Интерес (в данном случае применительно к чтению художественной литературы) – от латинского interest - иметь значение, стремиться, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту. Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребёнка к книге и критерий её оценки. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишённую для ребёнка всякой привлекательности, а значит, и эффективности. Большинство отечественных и зарубежных учёных утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение, в своей совокупности и составляют феномен, называемый интересом.

Учитель московской школы Вера Ужегова, разработала систему работы по развитию интереса к чтению младшего школьника. У неё весь материал представлен в таблицах. В них обозначены задачи учителя, показаны социальные структуры, способствующие развитию интереса к чтению, предпочтительные формы работы. С её работой вы можете ознакомиться в книге «Родительское собрание по детскому чтению»: сборник материалов. – М, 2008. – С. 101-107.

Читательский интерес лежит в основе творчества ребёнка. Как же творчество проявляет себя в чтении? На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. Простое и образное определение дал этому понятию психолог Лев Выготский. Он назвал творческим чтением «воспроизведение чужого творения собственной душой».

Большую роль в творческом чтении играет воображение. Именно оно способно создавать то уникальное в восприятии читаемой книги, что не имеет аналогов, что присуще только данному читателю, что соединено с его индивидуальным миром, что способно на основе чужого жизненного опыта, отражённого в книге, создавать и обогащать свой. Воображение связано с мышлением, памятью и чувством. Одно усиливает другое. Ирина Тихомирова показывает это на примере разговора с юным читателем о нескольких строчках известного стихотворения Н.А. Некрасова.

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок:

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам с ноготок.

Тихомирова начинает с воображения:

- Какую иллюстрацию к этим строкам читатель нарисовал бы, если бы был художником? Что бы на ней было изображено?

- А как выглядит лошадка и как – мальчик?

- А почему на мальчике всё большое?

- Почему мальчик шагает важно, в спокойствии чинном? Как это? Давай, изобразим и подумаем: о чём это говорит?

Всего 8 строк стихотворения, а сказано в них очень много, и разговор с читателем может быть интересным.

Тихомирова приводит ещё несколько вопросов, даёт на них спрогнозированные ответы. Более подробно с ними можно познакомиться в её статье «О творческом чтении или как воспитать талантливого читателя». – Школьная библиотека. – 2008. - № 8-9. – С. 49-50. Я хочу обратить ваше внимание на книги Тихомировой «Как воспитать талантливого читателя». В 1-ой части заслуживают особого внимания разделы «Мастерская творческого чтения» и «Жанр неисчерпаемых возможностей». Там предлагаются различные вопросы к детским художественным произведениям, направленные на развитие творческой личности. Во второй части сборника вниманию читателей представлен опыт библиотек по продвижению чтения среди детей и подростков; сценарии бесед, обсуждений литературных произведений, различные творческие задания, игры, конкурсы. Также рекомендую вам ознакомиться с тренингом, разработанным Тихомировой, который рассчитан для специалистов по работе с детьми «Истоки развития творческого чтения в России». Он был опубликован в журнале «Школьная библиотека». – 2008. - № 6-7. – С. 156-159. Для занятия предложена короткая сказка с вариантами различных вопросов и ответов с последующим обсуждением.

Как же развивать творческое чтение? Первым делом, надо развенчать мнение читателей о лёгкости чтения художественной литературы. Вместе с этим нужна установка читателя на понимание двойственной природы искусства слова. С одной стороны – это вымысел, с другой – реальность. Задача читателя – в придуманной писателем жизни распознать подлинную жизнь. Творчество начинается с воображения. С «подстёгивания» воображения и следует начинать развивать читательский талант ребёнка. Здесь могут помочь вопросы и задания: как ты представляешь себе ту или иную сцену из прочитанной книги? Какие образы встают перед глазами?

Существует методическая система творческого чтения, которую разработал Сергей Абакумов, языковед, доктор филологических наук. Эта система состоит из следующих методов:

- предварительная беседа;

-выразительное чтение. Выразительное чтение, по мнению Сергея Абакумова, это ключ к пониманию художественного произведения и одновременно основа творческого чтения. Выразительным чтением он считал искусство воссоздания в живом слове (интонации, силе звука, паузах) чувств, мыслей, которым насыщено художественное произведение, и одновременно выражения личного отношении исполнителя к произведению. Можно провести конкурс среди детей от 2-х до 5-ти лет на выразительное чтение, и назвать его, например «Чтобы солнышко светило». К стати сказать, в рамках проекта Мурманской областной детско-юношеской библиотеки «Время читать» проводилась акция «Читаем вслух». Акция предполагала большую подготовительную работу – выбор произведения, акцентирование внимания на ключевых моментах текста, выразительное чтение. Кроме этого можно организовать акции: «Время читать классику!», «Время читать весёлые книжки!», «Время читать вдумчиво!». Громкое чтение и обсуждение литературных сказок можно назвать «Сказки, способные потрясать».

Следующий метод:

- творческое рассказывание. Оно разрабатывалось и использовалось в двух вариантах: как подготовка детей к творческому чтению и как самостоятельный метод. Цель рассказывания – «заразить» чтением;

- беседа о прочитанном, в основу которой был положен свободный обмен мнениями о художественном произведении;

- продолжение рассказа, который предполагал работу воображения читателей: как они представляют себе дальнейший ход событий произведения или выстраивание судьбы героя. Можно провести игру: «Я сочиняю». Смысл её заключается в том, чтобы закончить строчку стихотворения или рассказа;

- творческий пересказ. Имеется в виду пересказ от имени героя книги, пересказ в сокращённом виде, пересказ от имени «Я» читателя и др.;

- словесное рисование. Оно стимулировалось такого рода вопросами: «А что бы вы тут нарисовали?», «Какими красками?», «Какой эпизод текста выразили бы в картинке?», «Что бы на ней изобразили?;

- иллюстрирование – метод наиболее подходящий для младших школьников, т.к. их словарный запас для передачи мыслей, читательских образов и представлений ещё мал. Хорошо, например, предложить ребёнку придумать рекламу любимой книге в виде рисунка, поделки, аппликации и т.д. Ещё можно организовать выставку рисунков «Мой любимый литературный герой». На Днях культуры наша библиотека представляла проект «Апельсиновые окна», в рамках которого была организована творческая мастерская, где дети рисовали любимых героев к любимым книгам. Творческая мастерская пользовалась большим успехом у детей. Вы знаете, что дети всегда с удовольствием рисуют;

- драматизация – это воспроизведение произведения в действии, в мимике, позах, мизансценах. Её отличает от инсценирования то, что она не требует заучивания роли и в этом отношении приближена к спонтанной детской игре, в которой дети произвольно действуют, изображая из себя литературных героев. Одним из видов инсценировок С.И. Абакумов предлагал живые группы, т.е. инсценировки без слов, действия «говорящими» позами, пантомимой. Можно организовать театр книги (разыгрывание эпизодов из сказок);

- литературное творчество детей. Сюда относились созданные детьми стихи, рассказы, сочинения, письменные отклики о прочитанных произведениях. Хочу привести такой пример: ребёнку можно предложить написать письмо любимому герою книги. Можно организовать совместное сочинительство взрослого и ребёнка «С маминой подсказкой сочиняю сказку». Такая форма деятельности в библиотеках, как отзыв на прочитанную книгу имеет отношение к литературному творчеству. Есть ряд разновидностей отзывов как читательского творчества: отзыв-отклик, отзыв-вопрос, отзыв-рекомендация, отзыв-ассоциация и др. Развивая творческие способности детей, можно провести беседу с элементами игры «Тимур и его команда». На занятии ребята должны рассказать о каком-нибудь событии из жизни писателя, которое им особенно запомнилось при знакомстве с его биографией. По окончании занятия дети получают домашнее задание – прочитать книгу «Тимур и его команда», выучить наизусть тот отрывок, который им хотелось бы помнить всегда, и объяснить свой выбор. Детям подросткового возраста можно предложить составить рецензию на прочитанную книгу «Я хочу написать о книге...», либо предложить стать журналистом и написать статью для журнала. Примерные темы статей: «Моя первая встреча со сказкой Х.К. Андерсена», «Какому герою сказок Ш. Перро я бы хотел поставить памятник в нашем городе?» и др. Хорошо организовать час весёлых историй (сочинение детьми весёлых историй на заданную тему)

Следующий метод по Абакумову:

- литературные экскурсии по местам жизни писателей. Они содействовали познанию духовного мира создателей художественных произведений;

- и, наконец, рассматривание книжных иллюстраций. Развивалась наблюдательность детей, способность сравнивать текст и картинку, устанавливать различие иллюстраций разных художников, вдумываться в художественную манеру каждого.

Интересна книга Елены Кузьменковой и Галины Рысиной «Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет». Это издание представляет собой оригинальную методику приобщения малышей дошкольного возраста к миру Книги. Методика предполагает на только знакомство детей с литературными произведениями, но и активное проживание детьми своих впечатлений через рисование, лепку, аппликацию и драматизацию. В первой части книги авторы рекомендуют, как правильно подобрать книги, игры, музыкальное сопровождение, иллюстрации. А вторая часть изданий – это непосредственно сценарии занятий. Например, сценарий занятия из цикла «Зверюшки и птички», в котором используются произведения о животных, музыкальные материалы. Дети читают, слушают музыку, рисуют.

Хочу познакомить вас с проектным методом, который носит название «сторисек». Этот проект известен во многих странах, а разработан он был в Великобритании. Идея сторисека заключается в получении удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или учителей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиокассет и др.). Изобретатель сторисека педагог Нейл Гриффитс. Сторисек в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании Нейла Гриффитса, сторисек – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение. В задачи сторисека входит: развитие навыков осмысленного чтения; развитие навыков обсуждения художественного произведения; стимулирование интереса к книге. Сторисек рассчитан на детей старше 3-х лет. Английский метод был применён в Челябинской областной библиотеке им. В. Маяковского. В 2004 году эта библиотека заняла первое место во Всероссийском конкурсе «Мы и книга». А наградой послужил комплект книг «Сто лучших британских книг для детей». Среди них оказался комплект с методическими материалами Нейла Гриффитса в авторском исполнении и его сторисек. Пользуясь методикой Нейла Гриффитса, библиотека изготовила свои «мешки историй» по сказкам В. Сутеева «Мешок яблок», «Дядя Миша» и «Под грибом».

Многие библиотекари раскрывают родителям детей дошкольного возраста кладезь фольклорных форм звучащего слова. Создаются программы «Ладушки», «Школа будущих мам» и др. Заслуживает внимания библиотекарей опыт Архангельской областной детской библиотеки имени Гайдара, взявшей на вооружение приём своего читателя, который помог пробудить интерес к чтению у своего сына тем, что писал ему письма от имени Карлсона с просьбой почитать на ночь сказку, которую он, Карлсон, обязательно услышит. В работе со школьниками библиотекари стремятся отойти от привычной для детей учебной методики и поразить детей новизной подхода к самому феномену, называемому «Чтением». Они делают это, применяя игры, вовлекая детей в размышления о прочитанном.

Игры, направленные на развитие творческих способностей ребёнка могут быть, например, такие: игра-путешествие на остров любимых стихов, остров сказочный, остров творческий. Либо, игра-путешествие в «Читающую Страну» с остановками: «Школа Вити Малеева», «Штаб Тимура», «Я – в образе любимого героя», «Музей Хоббитов», «Планета маленького принца». Игра «Моя любимая игрушка». Ребёнку предлагается сделать игрушку персонажем сказки. Затем надо поинтересоваться у малыша: где эта игрушка может жить, о чём думает, что любит. Можно проводить познавательные игры по произведениям писателей-природоведов: «Мои любимые зверята», «Лесные разговоры», «Турнир рыцарей «Мудрой совы» и «Зелёного листа». Также хорошо было бы провести час удивления (знакомство в игровой форме с незнакомыми литературными произведениями).

Заслуживает внимания опыт города Первоуральска, создавшего на базе ЦДБ Центр радостного чтения, или Академию Кота Учёного. В задачах Центра значится: развитие у детей интереса к книге и стремления к чтению, привитие навыков чтения и умения читать с удовольствием, развитие читателей путём организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации, стимулирование творческого чтения. Привлекательность для детей обеспечивается тем, что вся работа библиотеки идёт от имени Кота Учёного. Заслуживает внимания стремление библиотекарей увлечь книгой малышей посредством кукол. Интересный опыт применения театрализации с помощью кукол освещён в книге «Когда фантазия будит фантазию», изданной в Архангельской областной детской библиотеке им. Гайдара. С помощью кукол библиотекари ярко, образно и эмоционально доносят содержание книги маленьким читателям. Куклы иллюстрируют книгу, позволяют живо рассказать о ней, доходчиво говорят о творчестве писателя. Всё это позволяет детям пропустить через себя поступки и действия литературных персонажей, что даёт импульс к чтению.

Творческий процесс связан с мышлением, поэтому применительно к нашей консультации важно рассмотреть это понятие. В широком значении под мышлением подразумеваются все умственные процессы, происходящие в мозгу человека. Мышление оперирует такими категориями, как «понятие», «суждение», «умозаключение». Если говорить о чтении, то на мышлении основывается главным образом понимание, интерпретация и оценка литературы.

В последние годы термин «вдумчивое чтение», понимаемое как глубокое, осмысленное восприятие текста, часто называют «смысловым», образованным от слова «мысль». Понятно, что стратегия смыслового чтения ориентирована на развитие мышления ребёнка, его интеллекта. Кстати и в библиотеке можно организовать мастерскую вдумчивого чтения.

В смысловом чтении ведущее место занимает понимание прочитанного. От того, как понял человек то или иное произведение, зависит его интерпретация и оценка.

Наиболее распространено в библиотеках обсуждение прочитанного – исконный библиотечный метод, но, к сожалению несколько подзабытый в последнее время. Обсуждение – управляемый метод активизации восприятия. Задача - разбудить мысль читателя, заставить его спорить, выдвигать гипотезы, аргументировать. Обычно это происходит с помощью задаваемых вопросов. Перечень вопросов зависит от того, что вы хотите обсудить с читателями:
1. Если поставлена цель развить память ребёнка и его грамотность, то предпочтительнее вопросы, направленные на пересказ прочитанного.
2. Если цель – обратить внимание читателя на специфику литературы, на язык, композицию, то и вопросы должны быть связаны с характеристикой художественных особенностей произведения.
3. И, наконец, если задача – развитие души ребёнка, его эмоционально-творческих способностей, то приоритет отдаётся вопросам, обращённым к воображению и мысленному участию ребёнка в происходящем.


Мыслительную деятельность ребёнка активизируют так называемые проблемные или проблемно-поисковые вопросы. Они создают ситуацию интеллектуального затруднения и направляют мысль читателя к поиску ответов и соответствующих доказательств. В свою очередь, это побуждает читателя к анализу произведения, к выявлению смысла написанного. Одно дело спросить ребёнка «Где и сколько лет жили старик со старухой, чем занимались они, какой у них был дом?». Совсем другое: «Почему старуха осталась у разбитого корыта?». Если первый вопрос предполагает лишь воспроизведение фактов, то второй – целиком основан на глубоком проникновении в смысл сказки Пушкина. Готового ответа в тексте на этот вопрос ребёнок не найдёт. Вряд ли можно согласиться с таким, например, ходом анализа сказки «Колобок», какой мы встретили в одном из пособий для учителя. Урок по сказке в первом классе идёт лишь в рамках объяснения слов «сусек», «амбар», «печь». Ребёнку дают знания о том, где и как хранили муку, как выпекали колобки, как сажали их в печь и т.д., то есть речь идёт о технологии старинного выпекания мучных изделий. Что касается самого колобка – предмета интереса, радости и переживания ребёнка – то его-то как раз и не включили в содержание урока. Нельзя отрицать познавательной роли художественной литературы для читателя-ребёнка, но нельзя и сводить разговор о ней только к познанию.

Цель обсуждения – системой вопросов помочь ребёнку понять произведение, направить его мысль в глубину и побудить выразить своё понимание в слове. Характерными в этом случае являются следующие вопросы:

- Как ты себе представляешь данное произведение?

- Какие у тебя возникли ассоциации в связи с этим произведением?

- Какие чувства преобладали?

- Кто из героев вызвал симпатию или антипатию?

- Почему персонажи действуют так, а не иначе?

- Как ты оцениваешь их поступки?

- С кем из знакомых тебе литературных персонажей или живых людей ты можешь их сравнить?

- Может быть, в ком-то из них ты узнал свои собственные черты?

Сейчас обратите, пожалуйста, внимание на слайд, на котором представлен список методических материалов в помощь организации и проведению обсуждений к различным литературным произведениям.

Успех обсуждений во многом зависит от умения руководителя выдвинуть проблему так, что она способна «зацепить» за живое. Вот, например, в каком направлении шёл разговор участников читательского клуба «Диалог», организованном при РГДБ о нашумевшем «Гарри Потере»: В чём секрет успеха этого английского мальчика у сегодняшнего поколения юных читателей? Если разобраться, он не умнее наших «отроков во Вселенной» и не добрее Вольки ибн Алеши. Может, он современней? Заклятые враги Гарри Поттера, слизеринцы, склонны пренебрегать школьными правилами, но разве сам Гарри их не нарушает? Почему? Может, иначе нельзя бороться с несправедливостью, которой полно и в «нормальном» и в волшебном мирах? Есть ли основание у церкви не одобрять, а кое-где и запрещать книги о Гарри Потере?

Культура творческого чтения является одной из важных предпосылок оздоровительного влияния книги на читателя. И здесь надо сказать несколько слов о понятии библиотерапии. Согласно словарю-справочнику американского психолога Майка Кордуэлла терапия – любой процесс, помогающий человеку преодолевать его психологические проблемы. В нашем случае – помогающий ребёнку преодолевать его психологические проблемы средствами книги и чтения, а точнее – художественной литературы как вида искусства.

Жизнь показывает, что не всякий человек способен ощутить на себе целительное воздействие книги. Каким бы мощным терапевтическим потенциалом ни обладала литература, если она не читается, её влияние сводится к нулю.

Как происходит библиотерапевтический эффект в сознании ребёнка, наглядно показал А. Чехов в рассказе «Дома». Герой рассказа, семи летний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения. Но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер. Всё королевство погибло. Сопережив трагедию, наглядно представив её ужасы, мальчик сказал: «Не буду больше курить». В данном случае терапевтический эффект был спроецирован взрослым, который использовал для этой цели сочинённую им историю. Характерно, что решение об изменении своего поведения принял сам ребёнок.

Литературные герои помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения.

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Этот аспект библиотерапии получил название сказкотерапии.

Страницы  1 2 


Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах