Астафьев, В. Пастух и пастушка : современная пастораль : [16+] / Виктор Астафьев. – Текст : электронный // Данинград : сайт для детей и родителей. – URL : https://daningrad.ru/pastuh-i-pastushka-viktor-astafev (дата обращения: 16.04.2024).
Любовь моя, в том мире давнем,
Где бездны, кущи, купола, –
Я птицей был, цветком и камнем,
И перлом – всем, чем ты была!
Теофиль Готье
Повесть «Пастух и пастушка» является одним из самых пронзительных произведений в творческом наследии Виктора Астафьева. Её сюжет начинается с эпизодов напряжённого боя, когда противник, собрав последние силы, делает отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и избежать гибели. Взвод лейтенанта Костяева противостоит этому натиску, отбивая яростные атаки врага. И вот бой окончен: эвакуированы раненые, похоронены павшие. Выжившие бойцы расположились на короткий отдых на хуторе, в уцелевшей избе у молодой хозяйки Люси.
Одну короткую ночь отвела лейтенанту Борису Костяеву судьба на первую и единственную в его жизни любовь. Ему нет ещё и 20, девушка Люся на год старше. Солдат Корней Аркадьевич Ланцов скажет горестно: «Ах вы, дети! В какое время родились! Как мне вас жалко…» Вопреки войне, среди жестокости, крови и смерти, между молодыми людьми вспыхивает чистое и светлое чувство любви. И Борис и Люся понимают, что наступивший день разлучит их навсегда: вместе со своим взводом уйдёт на запад лейтенант, а девушка будет жить памятью о нём.
Необычен жанр произведения, которое сам автор определил как «современную пастораль». Пастораль (от лат. pastoralis – пастушеский) – это жанр, воспевающий мирную и простую сельскую жизнь. Пастораль – символ мира, безмятежности, тишины, любви, нежности и доверия друг к другу. Возможно ли подобное в современном мире? Обозначив жанр повести, Астафьев ещё более усилил ощущение трагизма и бессмысленности войны и в то же время подчеркнул великую силу любви. Пастух и пастушка стали символом повести. В своих воспоминаниях о детстве лейтенант Костяев не случайно обращается к театральным образам пастуха и пастушки. Они ещё раз возникнут на страницах произведения – случайно убитые во время боя деревенские старики – пастух и пастушка, олицетворяющие идеальный мир, беззащитный перед злом.
Астафьев противопоставляет пасторальный мотив любви чудовищной и разрушительной стихии войны. Показывая картины боя, лазарет, горящего танкиста, ярость и ненависть, неизбежные на войне, автор доносит до читателя мысль о том, что не всегда человек получает смертельное ранение в бою, иногда война отнимает у него волю и стремление к жизни.
Борис Костяев становится свидетелем трагической гибели своих однополчан. Погибает алтаец Карышев, подрывается на мине молоденький Шкалик, в критический момент боя старшина Мохнаков взрывает себя вместе с вражеским танком: «…немец всё понял: русский солдат с тяжёлым, ссохшимся лицом идет на смерть». Гибель товарищей, невозможность увидеться с любимой окончательно подрывают жизненные силы молоденького лейтенанта. Интеллигентный, не созданный для сражений Борис Костяев, опустошённый жестокой войной, умирает от незначительной раны. И когда няня Арина в санитарном поезде попыталась пробудить интерес лейтенанта к жизни, он сказал: «Просто тут, – показал на грудь Борис, – выболело».
Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине посреди России, где «…у самого неба тенью проступал хребет Урала, … немой, … недвижно усталый», опустившейся на колени перед могилой любимого человека: «Как долго я тебя искала!». Маленький, затерявшийся полустанок в степи, безвестный могильный холм. Что значит он для пришедшей сюда женщины? В нем её счастье и любовь, которые оборвала война и которые, вопреки всему, не погибли, потому что остались в сердце и памяти героини навсегда.