Обслуживание молодёжи в библиотеках зарубежных стран
З.П. Гурьян, заведующая сектором развития детского и
молодёжного чтения организационно-методического отдела БУК «Областная
библиотека для детей и юношества»
Мы стараемся
отслеживать современные подходы библиотечного обслуживания молодёжи в разных
странах.
Например, в
Великобритании проблема библиотечного обслуживания молодёжи введена в ранг
национальной. В этой стране в 2003 году принят первый национальный проект
стратегического развития публичных библиотек под названием «Структура
будущего». Этот проект, состоящий из одиннадцати разделов, рассчитан на 10 лет.
В настоящее время в Великобритании
практикуются две модели привлечения молодежи к деятельности публичных
библиотек:
• кратковременное
сотрудничество (подростки участвуют в каком-либо конкретном библиотечном
проекте – например, в создании игрового клуба. Их участие заканчивается с
завершением проекта);
• сотрудничество
на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках).
Последняя модель
за истекшие десять лет получила широкое распространение в США, где в настоящее
время молодежные советы функционируют практически во всех публичных
библиотеках. Однако в рамках этой модели сотрудничество библиотек с молодежью
носит достаточно формальный характер.
Участие в
конструировании или реконструкции библиотечных помещений – один из наиболее
популярных способов привлечения молодежи в библиотеку в Британии и к тому же
это самая наглядная и креативная деятельность. Очень важно, чтобы молодежь
имела в библиотеке некое пространство (зону), которое они могли бы назвать и
почувствовать своим. В идеале такое
пространство должно быть комфортабельным, иметь современный дизайн, кафе или буфет, разнообразные информационные
ресурсы и технологии, уголки для неформального общения и высокое качество
библиотечного обслуживания.
Кроме того,
подросткам предлагается участвовать в усовершенствовании дизайна молодежных зон
самыми различными способами. Они могут:
• выбрать,
сколько из выделенных денег потратить на мебель, краску или покрытие полов,
• создать
портфолио дизайна той или иной молодежной зоны,
• самостоятельно
разработать стиль своего библиотечного пространства,
• высказать свои
эстетические предпочтения с помощью обычного или он-лайнового анкетного опроса,
• участвовать в
создании художественных инсталляций во внутренних помещениях библиотеки или
декорировать наружные стены в стиле граффити.
Так, например, в
публичной библиотеке в Блекборне с участием подростков первый этаж библиотеки,
где ранее располагалось кафе, был переделан в молодежную зону. Теперь здесь
располагаются настенный плазменный экран, автоматы с напитками, телевизор,
установлены плейстейшн 2 и аудиоаппаратура. Проект был выполнен студентами
технологического института в качестве курсовой работы.
В этой
молодежной библиотечной зоне собираются участники молодежной читательской
группы, а также члены группы создателей графических новелл и клуба аниме. Здесь
же проводятся и различные тематические молодежные вечера. В дальнейшем библиотека
планирует создать молодежную фокус-группу (волонтеров) из числа постоянных
посетителей для составления перспективных планов работы с молодежью.
Существуют в Британии
и другие библиотечные проекты, для участия в которых привлекается молодежь. Это
участие в создании библиотечных сайтов, Манга и Аниме, игровые классы,
креативные клубы, клубы домашней работы и многое другое. Характерно, что к
реализации этих проектов привлекаются не только постоянные пользователи
библиотек, но и те подростки, которые не посещают библиотеки, и даже те, кто
относится к ним негативно. Для привлечения двух последних категорий молодежи
очень важно развивать партнерство между библиотеками и другими организациями,
работающими с молодежью – школами, молодежными центрами, т.е. основными
поставщиками новых библиотечных пользователей.
В последнее
время в Великобритании получают развитие так называемые креативные кластеры,
обслуживающие молодежь. Примерами таких кластеров может быть сотрудничество
между библиотекой и близко расположенном молодежном кафе или баре (особенно,
если это IT кафе), где проводятся презентации библиотечных коллекций. В свою
очередь посетители кафе пополняют ряды пользователей библиотеки. Дальнейшее
развитие Book Bars (книжных баров) является одним из приоритетных направлений
работы с молодежью, по мнению некоторых английских специалистов.
Очень высок авторитет библиотек в США. Президент Обама
заявил, что библиотеки играют важную роль в американской экономике, поскольку
73% публичных библиотек являются единственным институтом местной общины, где
возможен свободный доступ в Интернет, а в сельских районах эта цифра достигает
83%. Публичные библиотеки помогают посетителям, в том числе и молодым найти
работу, составить резюме, обучают пользоваться новыми технологиями, организуют
классы по развитию малого бизнеса и многое другое.
Отделение
библиотек, работающих с молодёжью Американской библиотечной ассоциации (YALSA) определило некоторые умения и навыки, которыми
должен обладать библиотекарь, работающий с молодёжью. В их числе платные
осенние онлайновые курсы подготовки библиотекарей по трём темам:
- целеполагание
при консультировании, мотивации и привлечении юношества;
- графические
новеллы и юношеское чтение;
- игры как
способ привлечения юношества к чтению.
А логика действий американских библиотекарей, которую разделяют все, в следующем – библиотеки должны обслуживать молодёжь не
потому, что это хорошо, а потому, что это хорошо для молодых людей и то, что хорошо для молодёжи полезно и для
общества. Практически в каждой публичной библиотеке есть «молодёжные зоны». Например,
в публичной библиотеке города Шарлот (штат Северная Каролина, США) молодёжная
зона названа LOFT (чердак). В Лофт имеют доступ только молодёжь от 12
до 18 лет и те библиотекари, которые их обслуживают.
Идея заключается
в том, чтобы создать некое убежище, где нет ни родителей, ни учителей, и где
молодые общаются между собой, шумят и разрисовывают стены маркерами.
Здесь они могут
записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в Ю Тьюб,
размещать свои страницы в Фэйс бук, играть в видеоигры, и конечно читать книги
и журналы.
В Лофте не
действует ни одно из обычных правил поведения в библиотеке. Там только три
правила: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.
Германия – одна из немногих европейских стран, где уже
есть специализированные молодёжные библиотеки: Новая Дрезденская молодёжная библиотека;
Центральная библиотека Мюнхенской библиотечной системы – детско-юношеская
библиотека; Международная молодёжная библиотека в Мюнхене; Детско-молодёжная
библиотека в Потсдаме; Центральная библиотека Берлина – молодёжная библиотека; Гамбургская
молодёжная библиотека. Последняя библиотека, кстати, переделана из бывшей фабрики пропеллеров, в
ней много пространства и есть укромные уголки, то есть места для читателей
расположены так, чтобы не мешать друг-другу.
Входящие в
систему библиотеки города Хельсинки в Финляндии сами определяют направления
своей работы, выбирают проекты, которые и реализуют. Например, осуществляется
программа «Кем вы хотите быть – певцом, музыкантом, актером?». Проводится
Манга-фестиваль, проект «Пульс» реализуется вместе с Министерством просвещения.
Не ставится
задача всех сделать читателями – хотя это весьма престижно, но читают далеко не
все пользователи библиотеки. Главное – приучить пользователя ходить в
библиотеку для решения всех своих проблем (в том числе проблем досуга,
увлечения). Библиотеки исповедуют девизы – «Библиотека должна усиливать
удовольствие посетителя от жизни», «Информация плюс радость – вот наша задача».
Интересна позиция библиотекарей, выраженная в слогане: «Пока другие планируют,
мы уже делаем». И еще – «Мы не больница, наши ошибки не грозят никому смертью».
Библиотеки делают
заметный акцент на использовании музыки в своих стенах и вне ее, считая, что
это, прежде всего, значимо для современной молодежи. В целом эстетическое
развитие занимает видное место в деятельности библиотек в Финляндии. Отсюда
выделение, например, изолированных комнат студий, где молодежь может монтировать
самодеятельное кино, проигрывать свое произведение, прослушивать записи концертов и пр. Предусмотрены разные
зоны для пользователей. Отведено место для всевозможных игр, от примитивных
типа карт до шахмат и консольных игр, которые проходят в особых помещениях и в
определенные часы. Игры воспринимаются как поддержка учебе.
Как правило,
библиотеки в Финляндии размещены в отдельных зданиях, имеют большие
пространства, типа ангара, для размещения своих фондов и организации
информационно-библиотечного обслуживания.
Из
вышесказанного следует, что в зарубежных странах преимущественное развитие
получают «молодёжные зоны» в публичных библиотеках. Появляются первые
специализированные библиотеки для молодёжи – как правило, на базе филиалов
городских библиотечных систем. При формировании «молодёжных зон» и молодёжных
библиотек прослеживается желание максимально дистанцироваться от системы
образования, от учебных программ.
Несколько слов
необходимо сказать о Российской государственной библиотеке для молодёжи. Так
она стала называться с 9 сентября 2009 года, до переименования она называлась
Российская государственная юношеская библиотека. Новое название в наибольшей
степени и наиболее точно отражает характер, направленность и содержание деятельности
библиотеки. Российская государственная библиотека для молодёжи и Централизованная
библиотечная система Берлина стали инициаторами международного исследования
«Библиотечное обслуживание молодёжи – различные подходы в различных странах»
как проекта Секции детских и юношеских библиотек ИФЛА на 2011 год.
Библиотеки-сёстры в детском и юношеском
чтении. Что это такое? Это проект для детей и юношества ИФЛА для детских
библиотек по созданию партнёрства, обмена мнениями и опытом, сотрудничества и
развития совместных программ в детском и юношеском чтении. Кто может
участвовать в программе? Публичные библиотеки, школьные библиотеки,
организации, работающие с библиотеками. Связь осуществляется по e-mail или по
Интернету (в библиотеке, или частными пользователями). Участники не обязательно
должны быть членами ИФЛА.
Как найти
библиотеку-сестру? Нужно заполнить регистрационную форму и послать координатору
Яну Еп (Ian Yap), поискать библиотеку в списке библиотек-участников и связаться с ней по e-mail, если решение о партнёрстве принято, надо
проинформировать об этом координатора проекта. Что могут делать библиотеки-сёстры? Обмениваться идеями о
библиотечных программах для детей и юношества, поделиться трудностями в области
детского и юношеского чтения и вместе найти решение, обмениваться фотографиями
мероприятий, профессиональными тренингами, сотрудниками на короткое время и так
далее. С помощью этого проекта библиотекари и читатели могут организовывать в
читательских клубах параллельные читки одной и той же книги, организовывать
молодёжные программы по самовыражению, программы продвижения чтения, отбирать и
выставлять в Интернете информацию о своей стране на форуме библиотек-сестер,
созданной в рамках проекта, писать тексты, иллюстрировать их и совместно
публиковать. Конечно, чтобы участвовать во всём этом, необходимо очень хорошо
владеть информационными технологиями.
Всё сказанное
позволяет принять на вооружение ряд форм и методов работы в деятельности и
наших библиотек.