Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
  • Литературное объединение Паром
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

 Главная » Коллегам » Консультации

 

 

Обслуживание молодёжи в библиотеках зарубежных стран

З.П. Гурьян, заведующая сектором развития детского и молодёжного чтения организационно-методического отдела БУК «Областная библиотека для детей и юношества»


Мы стараемся отслеживать современные подходы библиотечного обслуживания молодёжи в разных странах.

Например, в Великобритании проблема библиотечного обслуживания молодёжи введена в ранг национальной. В этой стране в 2003 году принят первый национальный проект стратегического развития публичных библиотек под названием «Структура будущего». Этот проект, состоящий из одиннадцати разделов, рассчитан на 10 лет.

В настоящее время в Великобритании практикуются две модели привлечения молодежи к деятельности публичных библиотек:

• кратковременное сотрудничество (подростки участвуют в каком-либо конкретном библиотечном проекте – например, в создании игрового клуба. Их участие заканчивается с завершением проекта);

• сотрудничество на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках).

Последняя модель за истекшие десять лет получила широкое распространение в США, где в настоящее время молодежные советы функционируют практически во всех публичных библиотеках. Однако в рамках этой модели сотрудничество библиотек с молодежью носит достаточно формальный характер.

Участие в конструировании или реконструкции библиотечных помещений – один из наиболее популярных способов привлечения молодежи в библиотеку в Британии и к тому же это самая наглядная и креативная деятельность. Очень важно, чтобы молодежь имела в библиотеке некое пространство (зону), которое они могли бы назвать и почувствовать своим. В идеале такое пространство должно быть комфортабельным, иметь современный дизайн, кафе или буфет, разнообразные информационные ресурсы и технологии, уголки для неформального общения и высокое качество библиотечного обслуживания.

Кроме того, подросткам предлагается участвовать в усовершенствовании дизайна молодежных зон самыми различными способами. Они могут:

• выбрать, сколько из выделенных денег потратить на мебель, краску или покрытие полов,

• создать портфолио дизайна той или иной молодежной зоны,

• самостоятельно разработать стиль своего библиотечного пространства,

• высказать свои эстетические предпочтения с помощью обычного или он-лайнового анкетного опроса,

• участвовать в создании художественных инсталляций во внутренних помещениях библиотеки или декорировать наружные стены в стиле граффити.

Так, например, в публичной библиотеке в Блекборне с участием подростков первый этаж библиотеки, где ранее располагалось кафе, был переделан в молодежную зону. Теперь здесь располагаются настенный плазменный экран, автоматы с напитками, телевизор, установлены плейстейшн 2 и аудиоаппаратура. Проект был выполнен студентами технологического института в качестве курсовой работы.

В этой молодежной библиотечной зоне собираются участники молодежной читательской группы, а также члены группы создателей графических новелл и клуба аниме. Здесь же проводятся и различные тематические молодежные вечера. В дальнейшем библиотека планирует создать молодежную фокус-группу (волонтеров) из числа постоянных посетителей для составления перспективных планов работы с молодежью.

Существуют в Британии и другие библиотечные проекты, для участия в которых привлекается молодежь. Это участие в создании библиотечных сайтов, Манга и Аниме, игровые классы, креативные клубы, клубы домашней работы и многое другое. Характерно, что к реализации этих проектов привлекаются не только постоянные пользователи библиотек, но и те подростки, которые не посещают библиотеки, и даже те, кто относится к ним негативно. Для привлечения двух последних категорий молодежи очень важно развивать партнерство между библиотеками и другими организациями, работающими с молодежью – школами, молодежными центрами, т.е. основными поставщиками новых библиотечных пользователей.

В последнее время в Великобритании получают развитие так называемые креативные кластеры, обслуживающие молодежь. Примерами таких кластеров может быть сотрудничество между библиотекой и близко расположенном молодежном кафе или баре (особенно, если это IT кафе), где проводятся презентации библиотечных коллекций. В свою очередь посетители кафе пополняют ряды пользователей библиотеки. Дальнейшее развитие Book Bars (книжных баров) является одним из приоритетных направлений работы с молодежью, по мнению некоторых английских специалистов.

Очень высок авторитет библиотек в США. Президент Обама заявил, что библиотеки играют важную роль в американской экономике, поскольку 73% публичных библиотек являются единственным институтом местной общины, где возможен свободный доступ в Интернет, а в сельских районах эта цифра достигает 83%. Публичные библиотеки помогают посетителям, в том числе и молодым найти работу, составить резюме, обучают пользоваться новыми технологиями, организуют классы по развитию малого бизнеса и многое другое.

Отделение библиотек, работающих с молодёжью Американской библиотечной ассоциации (YALSA) определило некоторые умения и навыки, которыми должен обладать библиотекарь, работающий с молодёжью. В их числе платные осенние онлайновые курсы подготовки библиотекарей по трём темам:

- целеполагание при консультировании, мотивации и привлечении юношества;

- графические новеллы и юношеское чтение;

- игры как способ привлечения юношества к чтению.

А логика действий американских библиотекарей, которую разделяют все, в следующем – библиотеки должны обслуживать молодёжь не потому, что это хорошо, а потому, что это хорошо для молодых людей и то, что хорошо для молодёжи полезно и для общества. Практически в каждой публичной библиотеке есть «молодёжные зоны». Например, в публичной библиотеке города Шарлот (штат Северная Каролина, США) молодёжная зона названа LOFT (чердак). В Лофт имеют доступ только молодёжь от 12 до 18 лет и те библиотекари, которые их обслуживают.

Идея заключается в том, чтобы создать некое убежище, где нет ни родителей, ни учителей, и где молодые общаются между собой, шумят и разрисовывают стены маркерами.

Здесь они могут записывать музыку, создавать анимационное видео, загружать свои клипы в Ю Тьюб, размещать свои страницы в Фэйс бук, играть в видеоигры, и конечно читать книги и журналы.

В Лофте не действует ни одно из обычных правил поведения в библиотеке. Там только три правила: уважай себя, уважай других и уважай место, где ты находишься.

Германия – одна из немногих европейских стран, где уже есть специализированные молодёжные библиотеки: Новая Дрезденская молодёжная библиотека; Центральная библиотека Мюнхенской библиотечной системы – детско-юношеская библиотека; Международная молодёжная библиотека в Мюнхене; Детско-молодёжная библиотека в Потсдаме; Центральная библиотека Берлина – молодёжная библиотека; Гамбургская молодёжная библиотека. Последняя библиотека, кстати, переделана из бывшей фабрики пропеллеров, в ней много пространства и есть укромные уголки, то есть места для читателей расположены так, чтобы не мешать друг-другу.

Входящие в систему библиотеки города Хельсинки в Финляндии сами определяют направления своей работы, выбирают проекты, которые и реализуют. Например, осуществляется программа «Кем вы хотите быть – певцом, музыкантом, актером?». Проводится Манга-фестиваль, проект «Пульс» реализуется вместе с Министерством просвещения.

Не ставится задача всех сделать читателями – хотя это весьма престижно, но читают далеко не все пользователи библиотеки. Главное – приучить пользователя ходить в библиотеку для решения всех своих проблем (в том числе проблем досуга, увлечения). Библиотеки исповедуют девизы – «Библиотека должна усиливать удовольствие посетителя от жизни», «Информация плюс радость – вот наша задача». Интересна позиция библиотекарей, выраженная в слогане: «Пока другие планируют, мы уже делаем». И еще – «Мы не больница, наши ошибки не грозят никому смертью».

Библиотеки делают заметный акцент на использовании музыки в своих стенах и вне ее, считая, что это, прежде всего, значимо для современной молодежи. В целом эстетическое развитие занимает видное место в деятельности библиотек в Финляндии. Отсюда выделение, например, изолированных комнат студий, где молодежь может монтировать самодеятельное кино, проигрывать свое произведение, прослушивать записи концертов и пр. Предусмотрены разные зоны для пользователей. Отведено место для всевозможных игр, от примитивных типа карт до шахмат и консольных игр, которые проходят в особых помещениях и в определенные часы. Игры воспринимаются как поддержка учебе.

Как правило, библиотеки в Финляндии размещены в отдельных зданиях, имеют большие пространства, типа ангара, для размещения своих фондов и организации информационно-библиотечного обслуживания.

Из вышесказанного следует, что в зарубежных странах преимущественное развитие получают «молодёжные зоны» в публичных библиотеках. Появляются первые специализированные библиотеки для молодёжи – как правило, на базе филиалов городских библиотечных систем. При формировании «молодёжных зон» и молодёжных библиотек прослеживается желание максимально дистанцироваться от системы образования, от учебных программ.

Несколько слов необходимо сказать о Российской государственной библиотеке для молодёжи. Так она стала называться с 9 сентября 2009 года, до переименования она называлась Российская государственная юношеская библиотека. Новое название в наибольшей степени и наиболее точно отражает характер, направленность и содержание деятельности библиотеки. Российская государственная библиотека для молодёжи и Централизованная библиотечная система Берлина стали инициаторами международного исследования «Библиотечное обслуживание молодёжи – различные подходы в различных странах» как проекта Секции детских и юношеских библиотек ИФЛА на 2011 год.

 Библиотеки-сёстры в детском и юношеском чтении. Что это такое? Это проект для детей и юношества ИФЛА для детских библиотек по созданию партнёрства, обмена мнениями и опытом, сотрудничества и развития совместных программ в детском и юношеском чтении. Кто может участвовать в программе? Публичные библиотеки, школьные библиотеки, организации, работающие с библиотеками. Связь осуществляется по e-mail или по Интернету (в библиотеке, или частными пользователями). Участники не обязательно должны быть членами ИФЛА.

Как найти библиотеку-сестру? Нужно заполнить регистрационную форму и послать координатору Яну Еп (Ian Yap), поискать библиотеку в списке библиотек-участников и связаться с ней по e-mail, если решение о партнёрстве принято, надо проинформировать об этом координатора проекта. Что могут делать библиотеки-сёстры? Обмениваться идеями о библиотечных программах для детей и юношества, поделиться трудностями в области детского и юношеского чтения и вместе найти решение, обмениваться фотографиями мероприятий, профессиональными тренингами, сотрудниками на короткое время и так далее. С помощью этого проекта библиотекари и читатели могут организовывать в читательских клубах параллельные читки одной и той же книги, организовывать молодёжные программы по самовыражению, программы продвижения чтения, отбирать и выставлять в Интернете информацию о своей стране на форуме библиотек-сестер, созданной в рамках проекта, писать тексты, иллюстрировать их и совместно публиковать. Конечно, чтобы участвовать во всём этом, необходимо очень хорошо владеть информационными технологиями.

Всё сказанное позволяет принять на вооружение ряд форм и методов работы в деятельности и наших библиотек.

Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах