Лого
  • О библиотеке
  • Web-ландия
  • Выставка новых поступлений
  • Пушкинская карта
  • Студия Вдохновение
  • Инклюзивный клуб Мы вместе
  • Литературное объединение Паром
Афиша
Соцсети

VK RTUB RRS ML OK P

 

 Главная » Коллегам » Консультации

 

Подарить радость чтения: новые формы продвижения чтения в молодежной и детской среде

        Многие страны мира до сих пор озабочены проблемой неграмотности, их задача – научить читать и писать население страны. Нечитающее общество не может быть обществом мыслящим. Однако в развитых странах в последние три десятилетия наблюдается феномен вторичной неграмотности.   Вторичная неграмотность возникает, когда люди утрачивают сначала интерес к чтению, а затем и навык чтения и письма.  

Вторичную неграмотность называют кризисом чтения. Кризис чтения – это явление, характерное практически для всех индустриально развитых стран. Появление феномена вторичной неграмотности приводит к негативным социальным и экономическим последствиям. В 1983 году в США были опубликованы данные о социальной группе функционально неграмотных людей, не любящих читать и читающих от случая к случаю. Потери от неграмотности были оценены специалистами в 237 миллиардов долларов.

Начиная с 80-х годов, проблемой нечтения, вторичной неграмотности занимаются на государственном уровне во Франции, Великобритании, США, Германии и других странах. В России проблема кризиса чтения тоже существует: нам, библиотекарям, это известно из повседневных наблюдений, об этом говорят статистические данные, которые мы получаем ежедневно и периодически анализируем.  

Пора привлечь к проблеме «нечтения» психологов и педагогов – не затем, чтобы анализировать глубину этого «нечтения», а затем, чтобы разработать методику практического применения современных приемов привлечения к чтению.

В зарубежных странах накоплен определенный позитивный опыт привлечения к чтению, возвращения чтению утраченного статуса престижного занятия. Познакомимся с некоторыми формами этой работы.

Во Франции, например, очень популярен ПРАЗДНИК ЧТЕНИЯ, который проводится с 1989 года и может включить множество разных мероприятий для разных групп населения, для детей разного возраста. В Канаде библиотекари посылают своим читателям отрывки из наиболее популярных книг по электронной почте. В Англии для пропаганды книги приглашают в библиотеки известных футболистов.

ФЛЭШМОБ

Флэшмоб – в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». «Флэш» – вспышка, миг, мгновение; «моб» - толпа.  Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Подготовка и координация акции происходит посредством общения в сети Интернет.

Флэшмоб – это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникают неоднозначные чувства: непонимание, интерес, ощущение необычности происходящего. Участники акции ведут себя так, будто все происходящее нормально и естественно: серьезные лица, никто не смеется и все делают вид, что не знакомы друг с другом. Сходятся, на несколько минут образуя группу, объединенную общим действием, а потом расходятся по одному. Флэшмоб не может быть использован в корыстных целях: это не реклама, не предвыборные акции в пользу кого-либо из кандидатов. Существуют правила флэшмоба, которые подробно, по пунктам изложены на нескольких веб-сайтах (мы не нарушаем общественный порядок, мы не оставляем после себя мусора, мы не участвуем в поднятии рейтингов в любых голосованиях и др.), там же можно найти и примеры сценариев акций. Российский флэшмоб существует уже 5 лет.

Флэшмоб – это игра, но возможно использовать эту игру для того, чтобы привлечь внимание к проблеме кризиса чтения: привлечь внимание к книге, чтению, библиотеке.

Например, в людном месте подходя с разных одному, по два, собирается несколько человек, достают книги, журналы, газеты – и читают. Группа держится вместе несколько минут – и расходится. Необычно, ярко, креативно – внимание наблюдающих обеспечено. Наблюдающие, как минимум, вспомнят о существовании печатных изданий.

БУККРОССИНГ

«Буккроссинг» – в дословном переводе с английского это значит «книговорот», «освободите книги» (бук – книга, кроссинг – переход, переезд, передача). Бккроссинг – это Интернет-игра, основной принцип которой: прочитал – отдай другому. По условиям игры книгу сначала регистрируют на специальном сайте, а затем оставляют в людном месте, то есть «отпускают» и «ловят» книги. Нашедший книгу и взявший ее себе, регистрирует свою находку на этом же сайте. Девиз буккроссинга: «Превратим весь мир в библиотеку». В России буккроссинг нашел своих последователей в 43 городах, в Омске в том числе. «Безопасные Полки» устраивают в библиотеках, в магазинах, в кафе, в учебных заведениях. Книгу с «Безопасной Полки» может взять любой желающий. Однако далеко не все нашедшие книгу, регистрируют ее. Из 27 112 зарегистрированных «отпущенных» в России книг (за месяц – 1750), только 3005 книг зарегистрированы как найденные. Многие библиотеки России принимают участие в буккроссинге, используя различные вариации этой игры. Суть игры в том, чтобы передать хорошую или просто прочитанную книгу – другому. Так во многих библиотеках появляются «свободные полки», на которые каждый может поставить свою книгу или взять понравившуюся книгу себе. В БУК «Областная библиотека для детей и юношества» второй год работает «свободная полка». У нас появились пользователи, которые приходят в библиотеку именно для того, чтобы взять со «свободной полки» книгу или поставить на нее свою прочитанную книгу.

«СТОРИСЕК», «СИНИЙ ЧЕМОДАНЧИК», «ВОЛШЕБНЫЙ РЮКЗАЧОК» - это проекты, направленные на раннее развитие читателя, адресованные детям и их родителям.

СТОРИСЕК

«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй». Проект был разработан в Великобритании в 1994 году Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?». Мы на собственном опыте, как библиотекари и как родители, знаем, что обычно научить читать гораздо легче, чем сформировать читателя, пробудить интерес к чтению.

Чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. По мнению Нейла Гриффитса не дети должны много читать вслух, а взрослые. Что же это за «мешок историй», что в мешке?

Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра, шпаргалки для родителей.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды.

Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения. Она соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами.

Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

Шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям.

Сторисек помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей. Основная цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи сторисека: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге. И цель и задачи сформулированы автором сторисека – Нейлом Гриффитсом.

В Великобритании сторисек можно купить в магазинах или взять в библиотеке. Этот литературный проект можно применить и в наших библиотеках, как одну из форм раннего приобщения к чтению и книге. Этот проект предоставляет библиотекарям массу творческих возможностей, ведь в наполнении мешка возможно множество вариантов: от простых до самых сложных. В мешок можно положить, например, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр.

СИНИЙ ЧЕМОДАНЧИК

«Синий чемоданчик» придумали в Германии. Наверное, это красивый чемоданчик, потому что его делает очень хороший чемоданный мастер. «Синий чемоданчик», в котором лежат самые новые и лучшие книги знаменитых писателей всего мира, получают детские библиотеки Германии, в которых дети больше всего читают. В 2006 году «Синий чемоданчик» был передан Московской областной государственной детской библиотеке как награда за инициативу и творчество по продвижению чтения. Сейчас «синий чемоданчик» путешествует по Подмосковью.

ВОЛШЕБНЫЙ РЮКЗАЧОК

Большереченские библиотекари (Омская область) придумали «Волшебный рюкзачок». В рюкзачке – детские книги для чтения вслух и тетрадь для отзывов, пожеланий, сочинений. «Волшебный рюкзачок» передается в группу детского сада и путешествует из одной семьи в другую. Отзывы о «Рюкзачке» - превосходные. Проект принимал участие в заочном аукционе идей «Радость чтения», который проводился БУК «Областная библиотека для детей и юношества» в начале 2010 года на сайте библиотеки.

«ТРИЦАТЬ МИНУТ В НЕДЕЛЮ»

Статья Светланы Фаулер, мамы шестилетней Александры Линкольн из Великобритании имеет вполне «говорящее» название: «Тридцать минут в неделю с пользой на всю жизнь». Статья, опубликованная в интересном профессиональном журнале «Современная библиотека» (2010. - № 3), рассказывает о методике раннего приобщения в библиотеке и чтении. Один раз в неделю в библиотеке для самых маленьких детей (от 1 года до 5 лет), работает детский клуб «Маленький читайка». Библиотекари используют синкретический подход в работе с детьми: немножко громкого чтения, немножко рисования и раскрашивания, немножко игры, стопку книг – с собой, для домашнего чтения. У каждого ребенка есть «что-то вроде дневника, где за посещение приклеивается яркая картинка. Потом выдаются дипломы за каждые 20 посещений, которыми детки очень гордятся и показывают всем родственникам и знакомым, вгоняя в краску взрослых, далеких от библиотеки» (с. 111). В три года ребенку торжественно вручается портфель с набором книг и списком/каталогом книг, рекомендованных для чтения. Статью пишет непосредственный участник мероприятий, мама члена клуба «Маленький читайка», человек, который осознал полезность раннего – практически с младенческого возраста приобщения ребенка к библиотеке. Наверное, поэтому приведенные в статье факты звучат очень убедительно. Вполне возможно создать подобный клуб в любой библиотеке, независимо от размера помещения, оснащенности и количества сотрудников.

Примеры мероприятий по развитию чтения из ФРАНЦИИ:

· ЧТЕНИЕ КНИГ НА УЛИЦЕ для тех, кто хочет слушать; инициатор этого движения – Марк Роже – многие годы ходит по населенным пунктам и читает детям книги вслух;

· ЧТЕНИЕ КНИГ В ПОЛИКЛИНИКАХ для детей, ожидающих очереди у кабинетов врачей; для чтения выбираются красочные книги, чтобы дети могли не только слушать, но и рассматривать картинки в книгах.

Во многих зарубежных странах встречи с писателями проходят как сеансы чтения вслух. Писатель читает фрагменты своей книги собравшимся. Этот прием мы опробовали у себя в библиотеке на презентации специального молодежного выпуска литературного альманаха «Складчина» (издание Омского отделения Союза российских писателей). На презентации прозвучали произведения молодых омских литераторов ( А. Козырев, Мария Селюк, В. Сенькина, Ю. Верхоянская (Побокова), И. Четвергова, И. Хохлов, Д. Серенко, И. Федоровский) в авторском исполнении.  

Сторисек, синий чемоданчик, рюкзачок, чтение в библиотеке, на улице, в поликлинике – все эти формы привлечения детей к чтению основаны на методе чтения вслух. Еще раз хочется сказать: новое – это хорошо забытое старое. Дети любого возраста с удовольствием слушают, в то время как самостоятельное чтение воспринимается ими не как удовольствие, а как работа, обязанность – до тех пор, пока не выработан автоматизм чтения.

Одним из самых ярких и аргументированных примеров действенности этого простого метода – «Чтение вслух» - можно считать книгу Даниэля Пеннака «Как роман».

ПРОСТО ЧИТАТЬ ВСЛУХ

Даниель Пеннак, французский писатель, автор нескольких очень популярных романов для молодежи, описывает опыт работы с нечитающими молодыми людьми в педагогическом эссе «Как роман». Набрав в Интернете (Яндекс, Гугл) имя писателя, легко найти эту книгу и познакомиться с ней. Даниэль Пеннак описывает опыт работы в обычной школе, в которой учатся те, «кого отчислили из лицеев центральных округов, потому что их оценки не давали надежд на степень бакалавра, ну то есть никаких надежд. … И само собой разумеется, они не любят читать. Слишком много слов в книгах. Страниц тоже. И вообще, слишком много книг. Нет, читать они решительно не любят.» [2; с. 89, 93]. Первый же урок литературы продемонстрировал полнейшее отсутствие интереса к чтению и литературе у молодых людей. Преподаватель литературы, из урока в урок стал читать вслух произведения классиков. Казалось бы, сколько можно прочесть за академический час? Разве можно успеть от корки до корки прочитать всю «Анну Каренину»? Или «Госпожу Бовари»? Или «Красное и черное?» Оказывается, можно. И не только успеть прочесть, но и успеть обсудить, то есть выполнить школьную программу.

«Скорость /чтения/ учителя – сорок страниц в час. Значит, за десять часов 400 страниц. При пяти часах языка и литературы в неделю за триместр можно прочесть 2400 страниц! 7200 за учебный год! Семь романов по тысяче страниц! Всего за каких-то пять часов в неделю! Потрясающее открытие, которое меняет все! … за неделю я управляюсь с романом в 280 страниц!». [ 2; с. 103 ]

Подобные «сеансы» чтения можно с успехом проводить в библиотеке. Причем для читателей разного возраста: для однородных читательских групп, для смешанных групп, для детей и родителей. Например: «Читаем по школьной программе», «Программа внеклассного чтения», «Читаем классику» и др. – чтение вслух один час в день, строго по расписанию!

В своей книге Даниэль Пеннак предлагает и описывает «Десять прав читателя»:

1.   Право не читать.

2.   Право перескакивать.

3.   Право не дочитывать.

4.   Право перечитывать.

5.   Право читать что попало.

6.   Право на боваризм.

7.   Право читать где попало.

8.   Право читать вслух.

9.   Право втыкаться.

10. Право молчать о прочитанном.

Если выделить главное, то суть этих «десяти прав» сводится к тому, что нужно уважать читателя в каждом человеке и, конечно же, в наших пользователях. Не относиться к ним так, будто они обязаны читать, будто не читающий – плох изначально. Приучить малыша, подростка, молодого человека к чтению – это наша задача, наш профессиональный долг и выполнить его, подарить людям радость чтения – это так приятно!


Для подготовки консультации были использованы печатные издания и материалы из сети Интернет:

1. Мутав, Л.Н. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек)// «Библиотечное дело». – 2008. – № 23. – С. 41 – 43.
2. Пеннак, Д. Как роман: [пед. эссе]/Даниэль Пеннак: пер. с фр. Натальи Шаховской. - [2-е изд.]- М.: Самокат, 2010. – 160 с. – (Серия «Самокат для родителей»).
3. Фаулер, С. «Тридцать минут в неделю с пользой на всю жизнь».// «Современная библиотека».– 2010. – № 3. – С. 110 – 111.
4. www.bookcrossing.ru
5. ru.wikipedia.org/wiki
6. bibl-mobl.ru
7. unatlib.org.ru/index.php

 

В. И. Щинникова,

ведущий библиотекарь

организационно-методического отдела

БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

22 октября 2010 года

   
Решаем вместе
Как пройти в библиотеку? Расскажите нам о проблемах